Была направлена на решение двух важнейших задач: ускорение хозяйственного развития страны и поддержку и усиление позиций дворянства. В решении первой задачи глава министерства финансов Н.Х. Бунге ориентировался на расширение внутреннего рынка, одновременный подъем сельского хозяйства и промышленности, упрочение положения средних слоев населения.

9 мая 1881 г. был принят закон о снижении размеров выкупных платежей и списании недоимок по ним за предыдущие годы. Убытки, понесенные в результате казной, призвано было покрыть повышением земельного налога в 1,5 раза, налога на городскую недвижимость, а также ставок акцизных сборов на табак, спирт и сахар.

Постепенная отмена подушной подати (1882-1886) сопровождалась развитием других форм налогообложения: увеличились доходы от денежных вкладов, возросли акцизы, было преобразовано торгово-промышленное налогообложение, значительно повышены таможенные пошлины (почти вдвое).

Обременительной для бюджета страны была система государственных гарантий доходов частных железных дорог. При Н.Х. Бунге вводится контроль над железнодорожным хозяйством и начинается выкуп государством частных и финансирование строительства казенных железных дорог.

В 1883 г. возобновляется создание акционерных частных банков. В 1885 г. создается Дворянский земельный банк, призванный поддержать помещичье землевладение (против его создания возражал Н.Х. Бунте).
В январе 1887 г. под нажимом консерваторов, обвинявших его в неспособности преодолеть дефицит госбюджета, Бунге ушел в отставку.

Сменивший его И.В. Вышнеградский (1887-1892), известный ученый-математик и крупный биржевой делец, сохранил общую направленность экономической и финансовой политики своего предшественника, но основной упор сделал на накоплении денежных средств и повышении курса рубля путем финансовых и биржевых операций. Вышнеградский усилил протекционизм в таможенной политике.

В целом за 1880-1890 гг. повышение пошлин на импорт принесло увеличение дохода почти на 50%. В 1891 г. был осуществлен общий пересмотр таможенного тарифа с целью его централизации и уничтожения местных тарифов. Благодаря протекционистской таможенной политике увеличился ввоз в Россию иностранных капиталов. В конце 80-х годов удалось преодолеть дефицит государственного бюджета.

Промышленное развитие России в 80-х - начале 90-х годов.
В большинстве отраслей крупной промышленности России к 80-м годам XIX в. завершился промышленный переворот. Экономическая политика министров финансов Бунге и Вышнеградского способствовала ускоренному развитию промышленного производства.
Россия вышла на первое место в мире по темпам роста добычи нефти и угля.
90-е годы отмечены активным строительством промышленных предприятий.

Несмотря на быстрый рост российской промышленности, ее отставание от развитых стран Запада (США, Англии, Германии и др.) как по технической оснащенности и энерговооруженности, так и по объемам добычи угля, нефти, производству металла и машин на душу населения оставалось весьма значительным.
Общий объем продукции тяжелой промышленности России к 1896 г. составлял меньше 1/4 всей производимой продукции. Лидирующее место в экономике сохраняла легкая промышленность. Только текстильное производство давало продукции в 1,5 раза больше, чем добыча угля, нефти, полезных ископаемых, металлообрабатывающая и металлургическая промышленность, вместе взятые.

С 1881 г. в России начался промышленный кризис. Особенно остро сказались на экономике последствия русско-турецкой войны 1877-1878 гг., падение мировых цен на зерно, а также общее снижение темпов развития внутреннего рынка из-за резкого уменьшения покупательной способности крестьянства. В 1883-1887 гг. кризис сменился длительной депрессией, но в конце 1887 г. было отмечено оживление сначала в тяжелой, а затем в легкой промышленности.

Транспорт.
Огромное внимание правительство уделяло развитию железнодорожного транспорта, которому придавалось не только хозяйственное, но и стратегическое значение. С 80-х годов развернулось строительство новых и выкуп в казну частных железных дорог. К середине 90-х годов 60% всей железнодорожной сети оказалось в руках государства. Общая протяженность государственных железных дорог в 1894 г. составила 18 776 верст, всего же к 1896 г. было построено 34 088 верст. В 80-х годах развивается сеть железнодорожных линий у западных границ России .

Развивалось речное и морское пароходство. К 1895 г. число речных пароходов составило 2539, увеличившись более чем в 6 раз по сравнению с дореформенным 1860 годом.
Развитие внутренней и внешней торговли напрямую было связано с развитием транспорта. Увеличивается количество магазинов, лавок, товарных бирж (особенно вблизи железнодорожных станций). Внутренний товарооборот в России (без мелкой торговли) в 1895 г. составил 8,2 млрд. руб., увеличившись в 3,5 раза по сравнению с 1873 г.

Бурно развивался внешний рынок. В начале 90-х годов вывоз превышал ввоз на 150-230 млн. руб. ежегодно. Активный внешнеторговый баланс был достигнут в основном благодаря протекционистской тарифной политике государства. В 80-х годах трижды повышались ввозные пошлины на уголь, в 1885 г. были повышены пошлины на импорт железа, в 1887 г.- на импорт чугуна. Во второй половине 80-х годов между Германией и Россией началась таможенная война: на ограничение ввоза в Германию своей сельскохозяйственной продукции Россия ответила повышением ставок на ввоз изделий германской обрабатывающей промышленности.
Первое место в экспорте прочно занимал хлеб.
На второе место, вытеснив шерсть, вышел лес.

Быстрыми темпами рос вывоз промышленных товаров, который достиг 25% всего экспорта. В импорте в середине 90-х годов на первое место вышли машины, на втором месте был ввоз хлопка-сырца. Затем шли металл, уголь, чай, нефть.
Главным внешнеторговым партнером России была Германия (25% российского экспорта, 32% импорта). На второе место отодвинулась Англия (20% экспорта и 20% импорта). Третье место в российском экспорте занимала Голландия (11%), в импорте - США (9%).

ЛЕКЦИЯ XLI

(начало)

Финансовая политика во вторую половину царствования императора Александра III. – И. А. Вышнеградский и его система. – Крайнее развитие протекционизма в таможенной политике и в железнодорожном тарифном законодательстве. – Результаты этой системы.

Иван Алексеевич Вышнеградский

В прошлой лекции я охарактеризовал развитие той реакционной политики, которая во второй половине царствования императора Александра III последовательно распространилась на все отрасли правительственной деятельности и резко дала себя чувствовать во всех областях народной и общественной жизни.

Единственные послабления реакционного курса, которые мы видели еще в середине 80-х годов, как я вам уже говорил, чувствовались в Министерстве финансов, где до 1 января 1887 г. во главе ведомства стоял если не безусловный либерал, то, во всяком случае, гуманный, честный и демократически настроенный человек – Н. Х. Бунге. Но его до такой степени в это время травили всякими интригами и инсинуациями в придворных сферах и в реакционной печати, что он, будучи к тому же уже в преклонном возрасте, решил, наконец, оставить пост министра финансов и с 1 января 1887 г. был уволен в отставку и заменен новым министром, И. А. Вышнеградским. И. А. Вышнеградский был человеком, несомненно, отчасти подготовленным к этой должности, но совершенно иного типа, нежели Бунге. Он также был ученым профессором, но не теоретиком-экономистом, а ученым технологом и практиком, несомненно весьма даровитым, проявившим свои таланты как в некоторых изобретениях военно-технического характера, так и в весьма хорошо поставленных академических курсах, которые он, будучи профессором, читал студентам в Петербургском технологическом институте и в Михайловской артиллерийской академии. В частности, прикосновенность его через артиллерийскую академию к военным сферам создала ему важное для министра финансов преимущество: он успел познакомиться хорошо с военным хозяйством и военным бюджетом, который является у нас такой важной составной частью общего государственного бюджета.

Таким образом, Вышнеградский явился на посту министра финансов человеком, несомненно, отчасти подготовленным и осведомленным, – в этом ему нельзя отказать. К тому же, рано успев составить себе некоторое состояние благодаря своим техническим изобретениям, он участвовал затем очень удачно в различных биржевых спекуляциях и биржевых делах, и эта сфера, таким образом, была ему также хорошо знакома. Но, вместе с тем, нельзя не признать, что в своем заведовании Министерством финансов и в особенности в своей финансово-экономической политике Вышнеградский обнаружил полное отсутствие сколько-нибудь широких взглядов и дальновидности; для него важнейшей и даже единственной, по-видимому, задачей являлось видимое улучшение русских финансов в ближайшее время. В своей финансовой политике он поставил себе ту же самую цель, которую когда-то ставил себе Рейтерн, – именно цель восстановить курс кредитного рубля, т. е. цель, которую в значительной мере, как вы знаете, должны были преследовать все министры финансов в России XIX в. Но не все они преследовали ее одинаковыми мерами и не все считали ее своей единственной задачей.

Как бы там ни было, курс Министерства финансов с заменой Бунге Вышнеградским изменился достаточно резко. Главной и непосредственной задачей министерства сделалось при Вышнеградском скопление больших денежных запасов в кассах государственного казначейства и широкое участие при помощи этих запасов в заграничных биржевых операциях с целью оказывать давление на иностранный денежный рынок и этим путем поднять наш курс. Вместе с этим и в таможенной политике русское правительство стало с новой энергией двигаться по пути протекционизма, достигшего при Вышнеградском своего апогея. В 1891 г. был издан новый таможенный тариф, в котором эта система была доведена до крайности. В то же время, считая для успеха своих мер весьма важным делом усиление русской обрабатывающей промышленности, Министерство финансов начинает с чрезвычайным вниманием прислушиваться ко всяким жалобам и пожеланиям представителей крупной фабричной промышленности и предпринимает по их инициативе пересмотр того, в сущности, еще весьма мало развитого фабричного законодательства, которое выработано было в интересах рабочих при Бунге. При Вышнеградском права учрежденных при Бунге фабричных инспекторов чрезвычайно умаляются не столько новыми законодательными нормами, сколько при помощи циркулярных разъяснений, которые очень скоро отражаются и на составе фабричной инспекции, потому что в этих условиях наиболее преданные делу и независимые представители этой инспекции, видя совершенную невозможность действовать сообразно со своею совестью и даже сообразно с точным смыслом закона, уходят в отставку. Таким образом, институт фабричной инспекции сильно изменяется к худшему. Российская крупная промышленность благодаря ряду протекционных мер – и в особенности заботливому отношению Министерства финансов к вопросу о выгодном для отечественной обрабатывающей промышленности направлении железнодорожных линий и о таких железнодорожных тарифах, которые строго соответствовали бы интересам крупной промышленности, в особенности центрального, московского района, становится в это время в особенно благоприятные условия. Можно сказать, искусственно для нее создаются эти благоприятные условия; она становится излюбленным детищем Министерства финансов, нередко вопреки интересам прочих слоев населения и в особенности вопреки интересам всего сельского хозяйства, на состоянии которого особенно невыгодно отражался протекционный таможенный тариф 1891 г., чрезвычайно удороживший такие важные в сельскохозяйственном быту предметы, как, например, железо и сельскохозяйственные машины.

Между тем в это время мы не видим не только улучшения положения народных масс, несмотря на все паллиативные меры, принятые при Бунге, но, напротив, наблюдаем все продолжающееся разорение крестьянства, которое я характеризовал вам в одной из прошлых лекций. В конце концов, однако же, тем самым подрываются условия внутреннего сбыта продуктов обрабатывающей промышленности, удовлетворяющей потребность широких народных масс, например, условия для сбыта произведений бумаготкацкой промышленности. Оскудевший внутренний рынок скоро становится для нее тесным. До некоторой степени компенсацией является для нее внешний рынок на востоке, приобретенный завоеваниями в Средней Азии, но вскоре оказывается, что и этого недостаточно, и вот мы видим, что к концу царствования императора Александра III создается мало-помалу новая идея – продвинуть сбыт продуктов нашей промышленности как можно дальше на восток. В связи с этим является идея постройки Сибирской железной дороги – идея, которая развивается весьма широко; является вопрос о выходе к Восточному морю, о приобретении незамерзающего порта на Дальнем Востоке, и в конце концов вся эта политика, уже на наших глазах, приводит к зарождению и развитию тех предприятий на Дальнем Востоке, которые уже в министерство С. Ю. Витте в самом начале XX в. привели к японской войне и к тому краху, который за ними последовал.

Чтобы покончить с финансовыми и экономическими отношениями в рассматриваемый период, я скажу еще два слова о расширении нашей железнодорожной сети, которое сыграло здесь чрезвычайно важную роль. К концу царствования Александра II железнодорожная сеть не превышала 22,5 тыс. верст, а за тринадцатилетний период царствования Александра III она развилась уже до 36 662 верст, причем из них 34 600 было ширококолейных. В деле постройки железных дорог старая политика Рейтерна поддерживалась в том отношении, что эти железные дороги по-прежнему направлялись так, чтобы, с одной стороны, способствовать подвозу сырья к портам и таким образом именно усилением вывоза создавать благоприятный момент для нашего торгового баланса и для улучшения денежного курса, а с другой стороны, как я упомянул, министерство стремилось при помощи установления железнодорожных дифференциальных тарифов создать наиболее льготные условия провоза для продуктов фабричной промышленности центральных губерний. Для этого в составе Министерства финансов было создано даже особое учреждение – тарифный департамент, во главе которого был поставлен С. Ю. Витте, тогда еще молодой человек, которому уже на наших глазах пришлось сыграть выдающуюся роль, сперва в качестве министра финансов, а затем и на более широкой арене, в разрешении общих политических проблем нашего времени.

Другой чертой новой железнодорожной политики, чертой, противоположной политике Рейтерна, была постройка дорог казной и выкуп в казну старых частных железнодорожных линий. В царствование императора Александра III протяжение казенных железных дорог увеличилось на 22 тыс. верст, тогда как протяжение частных дорог, несмотря на постройку новых частных линий, благодаря выкупу старых линий в казну уменьшилось на 7600 верст.

Вот общие черты финансовой политики, которой, несомненно, подготовлялось и углублялось новое обострение русских социально-экономических условий в начале XX в. Эти условия развивались рука об руку с тем кризисом, который русскому населению пришлось пережить после неурожая 1891–1892 гг., вызвавшего чрезвычайную нужду и даже голод в целых двадцати, по преимуществу черноземных, губерниях. Этот кризис составил, так сказать, последний штрих в той общей картине России, которую мы видим в конце царствования императора Александра III, и явился вместе с тем могучим фактором тех изменений в последующие годы, которые уже составят, быть может, когда-нибудь предмет следующей части моего курса о заключительном периоде истории России XIX в.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

Экономическая политика Александра III была направлена на решение двух важнейших задач: ускорение хозяйственного развития страны и поддержка и укрепление позиций дворянства.

В решение первой задачи глава Министерства финансов Н. X. Бунге ориентировался на расширение внутреннего рынка, одновременный подъем сельского хозяйства и промышленности и упрочение положения средних слоев населения. При этом он выступал за разработку налогового законодательства, благоприятствующего развитию промышленности’ и сельского хозяйства, и против государственного финансирования промышленности.

9 мая 1881 г. был принят закон о снижении размеров выкупных платежей и списании недоимок по ним за предыдущие годы. А 12 декабря 1881 г. был обнародован указ о переводе всех временнообязанных крестьян на обязательный выкуп к 1 января 1883 г. В 1886 г. все государственные крестьяне были переведены на выкупные платежи. Убытки, понесенные казной, призвано было покрыть повышением земельного налога в 1,5 раза, налога на городскую недвижимость, а также ставок акцизных сборов на табак, спирт и сахар.

Постепенная отмена подушной подати (1882-1886) сопровождалась развитием других форм налогообложения: увеличились доходы от денежных вкладов, возросли акцизы, было преобразовано торгово-промышленное налогообложение, Почти вдвое повышены таможенные пошлины.

Обременительной для бюджета страны была система государственных гарантий доходов частных железных дорог. При Н. X. Бунге вводится контроль над железнодорожным хозяйством и начинается выкуп государством частных и финансирование строительства казенных железных дорог.

В 1883 г. возобновляется создание акционерных частных банков. В 1885 г. создается Дворянский земельный банк, призванный поддержать помещичье землевладение (против его создания выступал Н. X. Бунге).

В январе 1887 г. Н. X. Бунге ушел в отставку под нажимом консерваторов, обвинявших его в неспособности преодолеть дефицит госбюджета. Сменивший его И. А. Вышнеградский (1887-1892) был известным ученым-математиком и одновременно крупным биржевым дельцом. Он сохранил общую направленность экономической и финансовой политики своего предшественника, но основной упор сделал на накоплении денежных средств и повышении курса рубля путем финансовых и биржевых операций.

Вышнеградский усилил протекционизм в таможенной политике. В целом за 1880-1890 гг. повышение пошлин на импорт принесло увеличение дохода почти на 50%. В 1891 г. был осуществлен:общий пересмотр таможенного тарифа с целью его централизации и уничтожения местных тарифов. Благодаря протекционистской таможенной политике увеличился ввоз в Россию иностранных капиталов (за 1880-1890 гг. с 98 млн руб. до 2-15 млн).

Вновь были увеличены налоги (поземельный, с городских имуществ), в 1887 г. введен акциз на керосин и спички, поднят размер питейного акциза.

В результате удачной биржевой операции в 1888- 1890 гг. была проведена конверсия внешних займов России из 5% в 4%.

В конце 80-х гг. удалось, наконец, преодолеть дефицит государственного бюджета. К 1893 г. доходы казны’ возросли на 60% по сравнению с 1880 г., а расходы — на 36%. В денежном исчислении доходы превысили расходы в 1893 г. почти на 100 млн руб. ‘

Александр III

Александр Третий (1845-1894) - предпоследний русский император. Правил Россией с 1881 года. Был вторым сыном Александра Второго и не собирался сменять отца на троне, Но в 1865 году умер его старший брат Николай и он стал первым претендентом на престол.

Экономическая политика Александра 3

В пору царствования Александра III Россия не вела войн, за что царь получил прозвище «миротворец»

Краткая биография Александра Третьего

  • 1845, 26 февраля (ст. ст.) - родился
  • 1865, 12 апреля - после тяжёлой болезни умер старший брат Александра Николай и Александр стал претендентом на трон Российской империи
  • 1866, 17 июня - помолвка Александра и датской принцессы Марии Софии Фредерики Дагмар (1847-1928)
  • 1866, 28 октября - бракосочетание Александра и Марии Софии Фредерики, ставшей Александрой Фёдоровной
  • 1869, март - во время аудиенции Александр грубо говорил с начальником патронного завода капитаном Карлом Гунниусом, нецензурно обругал его. Гунниус послал цесаревичу письмо, в котором требовал, чтобы он извинился, пригрозив, что застрелится, если извинения не последует. Цесаревич не извинился, и капитан сдержал свое слово. Александр II, разгневавшись на сына, приказал ему идти за гробом Гунниуса на его похоронах

К.И. Гуниус, сын пастора из Лифляндской губернии, выпускник Михайловского артиллерийского училища, боевой офицер, получивший за отличия в операциях против горцев на Кавказе орден Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом и серебряную медаль «За покорение Чечни и Дагестана», в 1861 году был прикомандирован к Оружейной комиссии Артиллерийского комитета, где его специализацией стали стрелковые системы. С именем Гунниуса связано вооружение русской армии винтовками системы Бердана (знаменитые берданки)

  • 1881, 1 марта - террориставми убит Александр Второй
  • 1881, 3 марта - Александр III вступил на престол
  • 1883, 15 мая - коронация в Успенском соборе Кремля
  • 1881, 30 марта - доклад Победоносцева с призывом к новому императору «не поддаваться «голосу лести и мечтательности» и не отменять смертной казни террористам, убившим Александра Второго, на что новый царь ответил: «Будьте покойны, с подобными предложениями ко мне не посмеют прийти никто, и что все шестеро будут повешены, за это я ручаюсь»
  • 1868, 6 мая - родился сын Николай, будущий император Николай Второй, убит в 1918 году
  • 1869, 26 мая - родился сын Александр, умер 20 апреля 1870 года
  • 1871, 27 апреля - родился сын Георгий, умер 28 июня 1899 года
  • 1875, 25 марта - родилась дочь Ксения
  • 1878, 22 ноября - родился сын Михаил
  • 1882, 1 июня - родилась дочь Ольга
  • 1888, 17 октября - крушение царского поезда у станции Борки, в 50 километрах от Харькова. Царская семья, находившаяся в вагоне-столовой, осталась цела, но обвалилась крыша вагона; Александр, как говорили, удерживал её на своих плечах до тех пор, пока не прибыла помощь
    1894, 20 октября - вследствие полученной при крушении поезда травмы Александр III умер

Реформы и контрреформы Александара Третьего

  • 1881, 29 апреля - «Манифест о незыблемости самодержавия», в котором сообщалось об отходе от либеральной политики прошлого царствования. Манифест призывал «всех верных подданных служить верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, к утверждению веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действии всех учреждений»
  • 1881, 6 мая - «циркуляр начальникам губерний». подписанный графом Игнатьевым: «великие и широко задуманные преобразования минувшего Царствования не принесли всей той пользы, которую Царь-Освободитель имел право ожидать от них. Манифест 29-го апреля указывает нам, что Верховная Власть измерила громадность зла, от которого страдает наше Отечество, и решила приступить к искоренению его»
  • 1881, 14 августа - Закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» - чрезвычайная мера для борьбы с революционным движением
  • 1881, 28 декабря - указы о понижении выкупных платежей для крестьян и об обязательном выкупе земли бывшими крепостными
  • 1882, 3 мая - положение Комитета министров «О порядке приведения в действие правил о евреях», ужесточающие ограничительные законы относительно евреев
  • 1882, 18 мая - Положение о Крестьянском банке, предназначенном для выдачи кредитов крестьянам на выкуп земли
  • 1882, 1 июня - Закон, запрещающий работу детей до 12 лет, вводивший 8-часовой рабочий день для детей от 12 до 15 лет, запрещавший детям работать ночью, в воскресные дни и на вредных производствах
  • 1882, 27 августа - «Временные правила о печати» с новыми цензурными ограничениями
  • 1883, 26 апреля - закон о дворянских выморочных имуществах, по которому имущества после потомственных дворян обращаются в собственность дворянского общества
  • 1883, 3 мая - закон о старообрядцах, предоставлявший им относительно легальный статус
  • 1884, апрель - прекращён выход либерального журнала «Отечественные записки»
  • 1884, 12 июня - Закон, более жёстко регламентирующий назначение присяжных заседателей
  • 1884, 13 июня - «Правила о церковно-приходских школах», по которым в селах создавались двух- и четырёхгодичные школы
  • 1884, 23 августа - новый Университетский устав, который повышал плату за обучение, вводил обязательную форму и отменял автономию университетов
  • 1885, 21 апреля - создан Дворянский банк, который на льготных условиях выдавал кредиты дворянам
  • 1885, 20 мая - Закон, значительно расширявший полномочия министра юстиции в надзоре за организацией рассмотрения дел в судах и контроля за приговорами и решениями
  • 1885, 30 октября - на доклад Победоносцева, в котором предлагалось вернуться к дореформенной системе судопроизводства, Александр Третий отреагировал: «»Благодарю очень за присланную записку о реформе судебного строя»

Судебные уставы 1864 года все-таки не были коренным образом реформированы потому, что этому способствовала позиция широких слоёв общества, главным образом буржуазны х

  • 1886, 18 марта - закон, затруднявший крестьянские семейные разделы, так как для этого требовалось получение согласия главы семьи и 2/3 сельского схода
  • 1887, 1 января - с этого дня отменена подушная подать - налог, который платило население на содержание армии
  • 1887, 28 апреля - Закон «Об изменении правил составления списков присяжных заседателей» установил образовательный ценз для присяжных - умение читать по-русски, а также увеличил имущественный ценз
  • 1887, 5 июня - Циркуляр «О сокращении гимнастического образования», запрещавший прием в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

    В народе он прозван «Циркуляром о кухаркиных детях»

  • 1887, 16 августа - постановлено, что орден св. Владимира 4-й степени (сообщающий дворянство) может быть испрашиваем лицам недворянского происхождения лишь по прослужении в классных чинах не менее 20 лет
  • 1889, 12 июля - «Положение о земских участковых начальниках», который вводил должность назначаемого земского начальника, имевшего административные и судебные функции, в селах и деревнях упразднял мировой суд, что лишь усугубило неприязненные отношения между крестьянами и дворянами, которые и назначались земскими начальниками
  • 1889, 7 июля - изменения в уставе уголовного судопроизводства, ограничивающие юрисдикцию присяжных заседателей
  • 1890, 12 июня - Новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», сокращавшее права земских собраний и узаконивавшее выборы по сословиям с уменьшением числа гласных крестьян в пользу дворян
  • 1891, 25 февраля - Указ о начале строительства Транссибирской магистрали
  • 1891, 21 августа - соглашение России и Франции о консультациях по всем политическим вопросам. Начало
  • 1892, 11 июня - новое Городовое положение с изменениями в избирательной системе: повышен избирательный ценз, что отсекло от участия в выборах мелких и средних собственников, ограничивались права и независимость органов городского самоуправления
  • 1892, 9 июля - прекращено награждение чинами лиц торгового сословия, а равно лиц не пользующихся правами государственной службы - за отличия неслужебные.
  • 1893, 8 июля - Закон о земельных переделах
  • 1893, 14 декабря - Закон о мерах к предупреждению отчуждения крестьянских надельных земель. Оба закона ограничивали права общины на передел земли и закрепляли наделы за крестьянами не менее чем на 12 лет
  • 1893, 20 июля - введена винная монополия, дающая государству исключительное право на производство спиртных напитков, что значительно увеличило приток денег в бюджет
  • 1893, 14 мая - Положение о государственном квартирном налоге

Причины контрреформ Александра III

Они просты. Александр Второй освободил крестьян от крепостной зависимости, осуществил множество важнейших либеральных реформ, но не угодил - всем и правым и левым. «Ах так - «сказал» его сын подданным - вам не нравилось предыдущее правление? При мне будет всё наоборот»

Итог реформ и контрреформ Александра Третьего

- Значительный спад революционной и террористической активности
- Восстановление авторитета православной церкви
- Бурный рост промышленности
- Рост доходов государства
- Революционные, либеральные идеи не были побеждены, но загнаны внутрь, чтобы активно проявиться при сыне Александра Третьего Николае Втором

* - военно-политический блок России, Великобритании и Франции, создан в качестве противовеса «Тройственному союзу» Германии, Австро-Венгрии и Италии

Ещё статьи

  • Российская социал-демократическая партия (РСДРП)
  • Первая русская революция 1905 года
  • Реформы Столыпина
  • Стремление Александра III упрочить величие Российской империи было немыслимо без создания мощной экономики. При нем правительство предпринимало энергичные усилия, направленные на развитие отечественной промышленности и капиталистических начал в организации производства. В мае 1881г. пост министра финансов занял видный ученый – экономист Н.Х. Бунге. Он был сторонником ускорения экономического развития, он был против прямого финансирования промышленности государством. Бунге снизил выкупные платежи для крестьян и начал постепенную отмену подушной подати. Он ввел акцизные сборы (акциз – косвенный налог на товары потребления) на водку, табак, сахар, нефть; повысил таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы.

    В 1887 г. министром финансов стал И.А. Вышнеградский – финансист, изобретатель. Министерство финансов накопило большие средства для участия в сделках на зарубежных биржах.

    Экономическая политика в царствование Александра III

    Был за активное участие государства в хозяйственной деятельности и, особенно, в создании благоприятных условий для частного предпринимательства. Вышнеградский был за привлечение в Россию иностранного капитала, за введение винной монополии.

    В 1892 г. министром финансов был назначен С.Ю. Витте. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил дело своих предшественников. Эта программа предусматривала:

    — увеличение косвенных налогов, введение гос. монополии на водку;

    — дальнейшее увеличение таможенной пошлины;

    — денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото;

    — широкое привлечение в страну иностранного капитала.

    К 1887г. было – 2 металлургических завода, к 90-м гг. их стало – 17. В 1897г. денежная реформа усилила позицию рубля, что позволило увеличить приток денег из-за рубежа. С 90-х гг. бурный рост переживала нефтяная промышленность на Кавказе. Все предприятия созданныё в 90-е гг. являлись предприятиями новой формации. На них использовалась передовая техника, внедрялись новейшие формы крупного производства.

    Сельское хозяйство. Обнищание крестьян заставило помещиков переходить к использованию собственного инвентаря и найму вольных работников. По-новому организовывали обработку своих земель помещики прибалтийских, западных, юго-западных частей страны, а также Петербургской, Московской, Ярославской и Саратовской губерний. В 80-е гг. заметно увеличилось специализация сельского хозяйства по отдельным районам. Польские и прибалтийские губернии, а также Псковская и Петербургская перешли на выращивание технических культур и производство молока. Центр зернового хозяйства страны: степные районы Украины, Нижнее Поволжье. В Рязанской, Орловской, Тульской и Нижегородской губернии получило развитие животноводство. Посевные площади в это время увеличились на 25%, на 30%- общий сбор хлебов.

    Активная экономическая политика правительства Александра III позволила значительно укрепить финансы страны, дала новый толчок росту промышленности. При этом развитию сельского хозяйства по-прежнему мешали крепостнические пережитки и техническая отсталость.

    Контрольные вопросы и задания:

    1. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие России в первой трети XIX века.

    2. Перечислите причины экономического кризиса в данный период.

    3. Каковы были специфические особенности промышленного переворота в России в первой половине XIX века?

    4. Каким образом либеральные реформы Александра II способствовали социально-экономическому развитию России?

    5. В чем суть и значение контрреформ Александра III?

    Экономическая политика Александра III была направлена на решение двух важнейших задач: ускорение хозяйственного развития страны и поддержка и укрепление позиций дворянства. В решение первой задачи глава Министерства финансов Н. X. Бунге ориентировался на расширение внутреннего рынка, одновременный подъем сельского хозяйства и промышленности и упрочение положения средних слоев населения. При этом он выступал за разработку налогового законодательства, благоприятствующего развитию промышленности" и сельского хозяйства, и против государственного финансирования промышленности.

    9 мая 1881 г. был принят закон о снижении размеров выкупных платежей и списании недоимок по ним за предыдущие годы. А 12 декабря 1881 г. был обнародован указ о переводе всех временнообязанных крестьян на обязательный выкуп к 1 января 1883 г. В 1886 г. все государственные крестьяне были переведены на выкупные платежи. Убытки, понесенные казной, призвано было покрыть повышением земельного налога в 1,5 раза, налога на городскую недвижимость, а также ставок акцизных сборов на табак, спирт и сахар.

    Постепенная отмена подушной подати (1882-1886) сопровождалась развитием других форм налогообложения: увеличились доходы от денежных вкладов, возросли акцизы, было преобразовано торгово-промышленное налогообложение, Почти вдвое повышены таможенные пошлины.

    Обременительной для бюджета страны была система государственных гарантий доходов частных железных дорог. При Н. X. Бунге вводится контроль над железнодорожным хозяйством и начинается выкуп государством частных и финансирование строительства казенных железных дорог.

    В 1883 г. возобновляется создание акционерных частных банков. В 1885 г. создается Дворянский земельный банк, призванный поддержать помещичье землевладение (против его создания выступал Н. X. Бунге).

    В январе 1887 г. Н. X. Бунге ушел в отставку под нажимом консерваторов, обвинявших его в неспособности преодолеть дефицит госбюджета. Сменивший его И. А. Вышнеградский (1887-1892) был известным ученым-математиком и одновременно крупным биржевым дельцом. Он сохранил общую направленность экономической и финансовой политики своего предшественника, но основной упор сделал на накоплении денежных средств и повышении курса рубля путем финансовых и биржевых операций.

    Вышнеградский усилил протекционизм в таможенной политике. В целом за 1880-1890 гг. повышение пошлин на импорт принесло увеличение дохода почти на 50%. В 1891 г. был осуществлен:общий пересмотр таможенного тарифа с целью его централизации и уничтожения местных тарифов. Благодаря протекционистской таможенной политике увеличился ввоз в Россию иностранных капиталов (за 1880-1890 гг. с 98 млн руб. до 2-15 млн).

    Вновь были увеличены налоги (поземельный, с городских имуществ), в 1887 г. введен акциз на керосин и спички, поднят размер питейного акциза.

    В результате удачной биржевой операции в 1888- 1890 гг. была проведена конверсия внешних займов России из 5% в 4%.

    В конце 80-х гг. удалось, наконец, преодолеть дефицит государственного бюджета. К 1893 г. доходы казны" возросли на 60% по сравнению с 1880 г., а расходы - на 36%. В денежном исчислении доходы превысили расходы в 1893 г. почти на 100 млн руб. "

    7.2.1. Социально-экономическое развитие

    Если в политической сфере в правление Александра III предпринимались попытки отката назад, к дореформенным временам, то в экономике, на­против, правительство содействовало развитию капиталистических от­ношений. Экономическая политика определялась последовательно сме­нявшими друг друга министрами финансов – Н. X. Бунге, И. А. Вышне­градским и С. Ю. Витте и включала в себя следующие меры:

    • активное привлечение в Россию иностранного капитала;
    • проведение политики протекционизма – защиты отечественных то­варов от конкуренции с помощью высоких таможенных пошлин;
    • переход от прямых налогов (подушной подати) к косвенным (нало­ги на товары широкого потребления – водку, табак, сахар, нефть);
    • активное участие государства в экономике при создании благопри­ятного климата для частного предпринимательства.

    Политика Бунге, Вышнеградского и Витте привела к новому подъему российской промышленности, темпы роста которой были одними из наиболее высоких в мире. Большая часть российских предприятий в ме­таллургической, нефтедобывающей, химической, машиностроительной отраслях принадлежала иностранным капиталистам, которых привле­кала дешевизна российской рабочей силы и защищенность производи­мых в России товаров от конкуренции высокими таможенными пош- линами. Складываются монополии – объединения крупных предпри­ятий, занимающих господствующее положение в сфере производства какого-либо товара. Растет численность и влияние как буржуазии, так и класса наемных работников – пролетариата. Ряд забастовок, самой крупной из которых была Морозовская стачка (1885), заставили пра­вительство разработать первые законы об ограничении рабочего дня до 11,5 часа и об охране труда рабочих. Вместе с тем забастовщикам грозило уголовное преследование, рабочие не имели права отстаивать свои интересы с помощью профессиональных союзов.

    По отношению к сельскому хозяйству экономическая политика прави­тельства Александра III была не столь благотворна, как по отношению к промышленности. Обнищание крестьян, обусловленное малоземельем и выкупными платежами и усугубленное повышением косвенных нало­гов, продолжалось. Регулярными стали случаи массового голода, наибо­лее крупный (1891) унес жизни свыше 600 тыс. человек. При этом Россия была одним из крупнейших в мире экспортеров хлеба. И. А. Вышнеград­ский выдвинул лозунг «Недоедим, но вывезем!». Поставщиками хлеба на экспорт были в основном помещичьи хозяйства, эксплуатировавшие труд крестьян на кабальных, полукрепостнических условиях издольщи­ны и испольщины (см. подраздел «Социально-экономическое развитие» в разделе «Царствование Александра II (1855-1881)» данной главы). Однако помещики, не умевшие рационально распорядиться своими до­ходами, продолжали разоряться, и их земли переходили в руки банков и более предприимчивых купцов.

    Политика Александра III

    Замечание 1

    Целью царя-Миротворца Александра III было внутреннее развитие государства и упрочение положения страны на фоне других стран без помощи оружия.

    Для начинаний императора была необходима мощная экономика. Правительство стремилось развивать промышленность и предпринимало для этого все усилия.

    Сам Александр III не был экономистом, но понимал важность кадров, поэтому на него работали талантливые специалисты – Бунге Н.Х., Вышнеградский И.А., Витте С.Ю . Общим среди этих деятелей была решительность в преобразованиях, а также протекционистская позиция по отношению к отечественной промышленности. В результате их деятельности Россия совершила рывок к индустриальной экономике.

    Бунге Н.Х.

    Министром финансов в $1881$ г. стал Бунге Н.Х. Он имел степень профессора экономики. Бунге ратовал за ускоренное развитие экономики, но в то же время не считал необходимым финансирование промышленности государством. По мнению Бунге правительство должно было создать для развития экономики благоприятное законодательство.

    Бунге реформировал, в первую очередь, схему налоговых сборов. Он выступал за ослабление налогов для крестьян, понизил выкупные платежи. При нем началась постепенная отмена подушной подати. Государство от этого, разумеется, понесло убытки, и чтобы их покрыть, были введены косвенные налоги, а также налоги с доходов. Появились акцизы на алкоголь, сахар, табак, нефть, повысились сборы на импортные товары, новые налоги ввели на торговлю, промыслы и т.д. Итого за $3$ года с $1882$ по $1885$ гг. платежи выросли на $30$%.

    При Бунге продолжалась политика сокращения расходов на армию, учитывая мирное время, это дало ежегодно до $23$ млн. рублей.

    Вышнеградский И.А.

    Бунге вышел в отставку в январе $1887$ г. Его место занял Вышнеградский, также ученый и изобретатель. Кроме этого, Вышнеградский оказался талантлив в финансовой сфере. Его целью было улучшение денежного обращения в России, причем в короткие сроки. Министерство финансов стало накапливать деньги, а затем активно участвовать на торгах зарубежных бирж. Эти действия повысили покупательную способность рубля.

    При Вышнеградском И.А. таможенные пошлины достигли максимума. В $1891$ г. появился новый Таможенный тариф . Вышнеградский выступал за активное участие государства в создании хороших условий для предпринимательства. Он выступал также за активное привлечение иностранного капитала в страну.

    Витте С.Ю.

    Вышнеградского на посту министра финансов в $1892$ г. сменил Витте С.Ю. Его программа продолжала во многих чертах идеи предшественников. По замыслам Витте правительство должно было ужесточить налоговую политику, повысив косвенные налоги и введя монополию на водку. Кроме того, увеличению должны были подвергнуться таможенные пошлины, дабы защитить отечественную промышленность от зарубежной конкуренции. Также Витте планировал дальнейшее привлечение иностранных капиталов и денежную реформу. Однако большинство пунктов программы Витте С.Ю. были реализованы после его смерти.

    Замечание 2

    $1890$-е гг. стали золотым десятилетием российской промышленности. Производство в стране за эти годы удвоилось. Наиболее активно развивались отрасли, работающие с нефтью и углем. Так, в Донецком бассейне к концу века открылось $17$ металлургических заводов (против всего двух в $1880$-е гг.). Отметим, что огромную роль играл иностранный капитал, участие государства было минимальным.

    Завершившаяся в $1897$ г. Денежная реформа повысила устойчивость рубля, что увеличило приток капиталов в страну. Высокие таможенные сборы также сделали для иностранцев выгодным само производство товаров в России, а не их ввоз. Активно развивалась нефтяная промышленность Кавказа.

    Предприятия $1890$-х гг. в основном создавались по новым принципам – с использованием передовой техники.

    В $1893$ г. новый подъем испытало железнодорожное строительство. Началось строительство Трансиибирской железной дороги. Правительство при этом скупало частные железные дороги, стремясь к созданию единой транспортной сети. Такое бурное развитие промышленности сделало акции русских предприятий очень ценными.


    Close
    Для любых предложений по сайту: vyalkovskoe@cp9.ru