Квартал Шкапина-Розенштейна: история, которую снесли. Модерн промышленной революции
Движение «Живой город»
объединяет людей, которые любят Санкт-Петербург и неравнодушны к его судьбе. Цель нашего движения – сохранение уникального архитектурного облика нашего города.
Разнообразные листовки и стикеры, которые вы можете скачать, распечатать и расклеить (или раздать) самим.
Иллюстрированные отчеты об акциях (собраниях, круглых столах, флэш-мобах), проведенных «Живым Городом» или с его участием.
Снесенные исторические здания (наиболее значительные, на наш взгляд, утраты последнего десятилетия).
Высотное строительство варварски вторгающееся в архитектурную среду города.
Дома в Петербурге, имеющие историческую, архитектурную и культурную значимость - которым грозит разрушение или радикальная перестройка.
Угрозы уплотнительной застройки, уничтожения скверов и парков.
Борьба против строительства небоскреба Газпром-сити (теперь Охта-Центр) на Охте. Историческое значение местности, отданной под строительство.
Уникальный рукотворный остров Санкт-Петербурга с богатой историей, на глазах уходящей в небытие. Исторические очерки об острове, основная информация о реконструкции.
Красивый и неплохо сохранившийся город в Ленобласти, ровесник Петербурга, основанный Петром I, может измениться до неузнаваемости и не в лучшую сторону. В историческом центре недавно расселены почти все старинные деревянные дома. После расселения дома-памятники практически беззащитны перед мародерами и пожарами.
Исторический центр Выборга стремительно разрушается. Весной 2013 года начался снос целого квартала в исторической Крепостной части города. Объявления об общественных слушаниях и материалы градостроительных экспозиций. Архив материалов, размещенных на сайте в предыдущие годы.Ковенский пер., дом 20
Ведутся незаконные работы на крыше исторического дома (предположительно надстройка мансардой).
Звенигородская ул., дом 7
Бывш. корпус Фуражного двора лейб-гвардии Семёновского полка в начале мая 2018 года решили снести по указанию Минкульта.
Удалось добиться сохранения лицевой и южной торцевой стен здания. Но работы пока продолжаются..
Особняк Рыжкина (Лиговский пр., 127)
Собственник довел историческое здание до руин и попытался незаконно снять с учета и разобрать. В настоящее время КГИОП обязал застройщика представить проект восстановления здания. Но опасность сноса все еще существует.
Сад Агрофизического института (Гражданский пр., д.14)
Сад, разбитый по указанию академика Иоффе, хотели вырубить ради строительства 23-этажного жилого дома. В настоящее время руководство города не намерено разрешать застройку, однако руководство института пока не оставляет эту идею.
Дача Роггенхагена
Памятник деревянного зодчества начала XX века заброшен и находится на грани гибели. Планов на его реставрацию у владельца - детского санатория «Жемчужина» - пока нет.
Дом Крутикова (11-я Красноармейская ул. 7)
Фонд имущества пытался выставить дом на аукцион с условием обязательного (!) сноса.
Скандальные торги отменены, но здание остается заброшенным и разрушается.
Старый Выборг
Исторический центр Выборга стремительно разрушается при полном попустительстве местных властей.
Весной 2013 года начался снос целого квартала в исторической Крепостной части города.
Церковь «Кулич и пасха»
Летом 2012 года перекрыт лучший «открыточный» вид на известнейший памятник архитектуры.
КГИОП пока отказался согласовать незаконную надстройку.
Дом Волкова (Ломоносов, Еленинская ул. 26)
Погибает один из последних памятников деревянного зодчества Ораниенбаума.
Дом Абаза (наб. р. Фонтанки, дом 23)
ООО «Фонтанка-отель» в течение нескольких лет вынашивало планы сноса исторического дома, оставив только часть фасадной стены.
Здание, имеющее мемориальную ценность, удалось поставить под охрану КГИОП, но новая экспертиза ООО «АРС» согласовала его радикальную реконструкцию.
Стремянная ул., дом 6
Возможно, готовится очередная «реконструкция со сносом» от нынешних хозяев «Невского паласа».
Уткина дача (Уткин проспект, дом 2)
Памятник архитектуры федерального значения заброшен и стремительно разрушается.
Осенью 2012 года усилиями вице-губернатора Кичеджи удалось, наконец, обеспечить ему охрану от хулиганов.
Разработан проект реставрации, но работы пока не начались.
Пробирная палата (наб. канала Грибоедова, дом 51)
На месте снесенного в 2008 году памятника – «озеро», на котором летом жарят шашлыки гастарбайтеры.
Галерная ул., дом 6
Историческое здание снесено в 2007 году компанией Елены Батуриной. Новый проект грубо противоречит действующему закону.
В конце 2011 г. строительство возобновлено после долгого перерыва, что привело к появлению больших трещин в соседних домах.
В январе 2014-го новостройка сдана в эксплуатацию как «элитный» апарт-отель, удалось добиться только снижения высоты по Галерной на 1 этаж.
Бывш. к/т «Прогресс»(пр.Стачек, д.18)
Здание бывшего кинотеатра «Прогресс» (в составе здания бывшего Кировского райсовета, пр.Стачек,18) –выдающийся образец ленинградского архитектурного авангарда, объект культурного наследия федерального значения, находится в крайне плачевном состоянии.
Дом Шагина (наб. р. Фонтанки, 145б)
Аварийное историческое здание на набережной Фонтанки в Коломне уже более 20 лет ждет капитального ремонта.
В первые дни 2012 года инвестор начал сносить здание, не имея никаких разрешений. Снос удалось остановить,
но дом остался у застройщика, и судьба его пока неясна.
Башни газового завода на Обводном
Так называемые «угольные башни», являющиеся важной составной частью уникального комплекса бывш. Главного газового завода,
не состоят под охраной. В настоящий момент идет их снос.
Особняк С. У. Богомолова (пр. Стачек, дом 48, литера И)
Единственное в Автово историческое здание, сохранившееся без радикальных перестроек. Выявленный объект культурного наследия.
Заброшено, разрушается.
Светлановский пр., д.15
Компания «ЛЭК» пыталась добиться разрешения построить 75-метровый «муравейник» на месте бывшего детсада завода «Светлана», в охранной зоне ОКН рег. значения «Больница Ольгинского приюта».
Новая Ладога, бывш. Штаб Ладожской флотилии
Особняк купца Луковицкого, в котором в 1941-1944 годах находился штаб Ладожской флотилии, федеральный памятник, сгорел летом 2014 года и с тех пор стоит без крыши и перекрытий.
Дом Рогова - краткая историческая справка.
Информация из сообщества
Внимание! Сообщество является площадкой для дискуссий широкого круга общественности. Мнения, высказанные в сообществе, могут не совпадать с официальной позицией движения, если не указано обратное.
south_thungus
Сегодня к офисам компании «Петербургская недвижимость» (Setl City) в Калининском, Центральном и Московском районах вышли активисты с требованием не сносить дом Басевича и поменять политику компании.
Стройки Setl City регулярно вызывают скандалы, делают невыносимой жизнь тех, кто живет рядом, и ухудшают ситуацию в городе. Предложение снести дом Басевича стало неожиданной, но последней каплей.
На севере города Setl City построила одиозный ЖК «Полюстрово парк», после чего из зеленых насаждений в окрестностях осталось только Богословское кладбище. Сейчас компания застраивает территорию завода «Светлана», превращая (https://vk.com/svetkollaps) уютный район в подобие Мурина или Кудрова, где нет дорог и социальной инфраструктуры.
В центре города компания снесла дом Чистякова , изображавший старую Москву в фильме «Собачье сердце». Теперь такого яркого места нет и в Петербурге.
Панораму Большой Невки изуродовали высотным ЖК «Риверсайд. По проекту в нем должны были быть собственные котельные, но по факту через Черную речку перекинули уродливую теплотрассу, превратив в ад жизнь людей в соседнем квартале.
На Петроградской стороне, где находится дом Басевича, Setl City тоже имеет недобрую репутацию. Во время стройки элитного ЖК на ул. Мира, 37, соседний дом пошел трещинами, но застройщик признал свою ответственность только после вмешательства спикера Заксобрания Вячеслава Макарова.
Снесенный дом в Дегтярном переулке обещали воссоздать, но появился безвкусный новодел на два этажа выше, про который даже ряд защитников старого города говорят, что здание в современной архитектуре смотрелось бы лучше, чем такое «воссоздание». Можно себе представить, как «воссоздадут» дом Басевича, фасад которого гораздо сложнее и богаче, чем у дома Чистякова!
Пикеты 13 февраля прошли у ЖК «Планетоград, стройки у Чесменского дворца, у офисов «Петербургской недвижимости» на Московском, Невском и Гражданском проспектах. Акции будут продолжаться до тех пор, пока от планов сноса дома Басевича не откажутся.
tigrik_altaica
11 февраля 2020 года в селе Паша Ленинградской области полностью снесли деревянное здание Дома культуры, являвшегося одной из достопримечательностей села.
Снос, как водится, объяснили самыми благородными намерениями - построить в Паше новый Дом культуры. Однако строительство началось уже несколько месяцев назад рядом со зданием старого ДК. Новый дом культуры и отреставрированное деревянное здание могли прекрасно соседствовать друг с другом, но администрация Пашского сельского поселения делала все возможное, чтобы избавиться от дома, который, между прочим, сама воспринимает как «лицо» села. На заставке официальной страницы Администрации Пашского сельского поселения ВКонтакте до сих пор можно полюбоваться фотографией деревянного ДК 1930-х годов постройки. А самого здания уже нет.
Краеведы подавали заявку о том, чтобы зданию присвоили статус объекта культурного наследия. И встретили яростное сопротивление и администрации Паши, и Комитета по культуре Ленинградской области, который принимает решение о статусе здания. Местные активисты подвергались давлению со стороны администрации. Комитет по культуре сформировал комиссию, которой предстояло принимать решение о судьбе здания. В нее входили только чиновники. Когда градозащитники пожаловались на состав комиссии в прокуратуру, в нее включили еще одного человека - архитектора-реставратора Ирэн Хаустову, которая оказалась единственным специалистом с профильным образованием в этой комиссии. Решение комиссии оказалось легко предсказуемым…
Петербург и область стремительно теряет здания, являющиеся интереснейшими примерами советской архитектуры. Петербург лишился легендарного СКК, Паша - Дома культуры… Почему-то чиновники берут на вооружение худшее из советского наследия - пренебрежение архитектурным достоянием прошлого - и не хотят сохранять зримые памятники достижениям советской архитектуры.
Пытаясь отрицать тот очевидный факт, что теперь здание могут в любой момент снести и виноват в этом лично С.В. Макаров, КГИОП не придумал ничего лучшего, как написать что... со статусом памятника нельзя приспособить здание под поликлинику или школу! То, что множество поликлиник и больниц, не говоря уже об учебных заведениях, статус памятника имеют, не смутило.
Напомним, на заседании рабочей группы 23 января должна была обсуждаться безграмотная заказная экспертиза о лишении здания статуса памятника. Однако, когда до этого пункта повестки дошла очередь, Макаров объявил , что решение принято три года назад и обсуждения не будет. По всей видимости, сделал он это потому, что понял - большинство членов группы проголосует за то, чтобы здание стало памятником, и "договориться" с ними не получилось. Как прокомментировал это действие депутат Ковалев, "теперь ни один человек не поверит, что в Петербурге нет коррупции".
ЖК «Шкапина-Розенштейна» - современный жилой комплекс квартальной застройки в Адмиралтейском районе, строящийся на территории ограниченной ул. Шкапина, ул. Розенштейна и Обводным каналом. Строительство проекта компанией «Главстрой СПб» разбито на 4 очереди. Окончание строительства намечено на 2014 год.
Кроме жилых помещений на территории ЖК «Шкапина-Розенштейна» планируется строительство бизнес-центров класса, А или В, трехзвездочной гостиницы, торговых помещений и паркинга предварительно на 700 машиномест. Площадь застройки составляет 200 тысяч квадратных метров, в реализацию проекта инвестировано около 300 миллионов долларов. Доминантами квартала «Шкапина-Розенштейна» будут 63-метровыми семнадцатиэтажками. Такая высотность не входит в противоречие с законом - участок находится вблизи от более жестко регулируемой зоны центра, но не входит в нее.
Ранее между улицами Шкапина и Розенштейна находился квартал бывших доходных домов, построенных в начале XX века в стиле модерн. Уже в советское время они были признаны аварийными, а в 2005–2007 годах пошли под снос. В том же году данный участок по аукциону достался компании «Главстрой-СПб».
Напомним, что согласно проекту ЖК «Шкапина-Розенштейна», на территории площадью 6,1 га рядом с Обводным каналом должно быть построено 65 тыс. кв. м жилья, 35 тыс. кв. м офисных и торговых площадей, а объем инвестиций оценивается в 8 млрд рублей
Улицы Шкапина и Розенштейна. В обиходном сознании – синоним развала, разрухи, депрессии. Даже обидно за этот уголок города. Да, он не самый привлекательный! Зато многое, что происходило и происходит на двух «депрессивных» улицах, вполне может стать основой учебника медленного и часто болезненного процесса развития старого города. Учитывая экономические, культурные и архитектурные особенности Петербурга, иным этот процесс, наверное, и не может быть.
Шаг за шагом - расселили ветхие дома, уговаривая и торгуясь с каждой семьей; кое-что снесли, мучительно преодолевая протесты градозащитников; с грехом пополам и со множеством проволочек начали новое строительство; бросили; начали снова... Прошло 12 лет. Сегодня, когда некоторые объекты - административные и жилищные - уже почти построены и почти сданы, особенно ясно, что работа в медвежьем углу на Шкапина —Розенштейна находится в самой-самой начальной стадии.
Если вся история масштабного проекта реновации этой территории - учебник, то история одного конкретного здания - улица Розенштейна, 39, - важная глава этого учебника. Эта «модерновая» громадина, формой напоминающая букву «ш», была построена по проекту Мариана Лялевича. Архитектора в Петербурге известного и уважаемого. Дом Мертенса на Невском или, к примеру, кинотеатр «Паризиана» (многие годы известный как «Октябрь») - его творения. Но это в 1910 - 1914 годах. А десятью годами раньше был этот доходный дом на Лейхтенбергской улице (впоследствии - Розенштейна) вдали от парадного Петербурга, рядом с «резиновой» мануфактурой и Балтийской железной дорогой. Соответственно месту жили здесь заводские мастера, железнодорожные инженеры из средних, мелкое чиновничество и прочий разночинный люд. Обычный питерский жилой дом.
В этом качестве он благополучно «проскрипел» без капитального ремонта больше ста лет. И за весь свой век он, наверное, не испытывал столь пристального внимания к своей особе, какое испытывает последние четыре года - с момента окончания долгого расселения. Теперь судьбу дома постоянно кто-то обсуждает, осмысливает и определяет. Сносить? Реконструировать? Реставрировать? На эти вопросы пытались ответить межведомственные комиссии: и районная, и городская. Но ответа так и не придумали ни чиновники, ни инвесторы.
Светлана Штукова, чуть более месяца назад ставшая главой Адмиралтейского района, похоже, взялась за дело всерьез и решила четко расставить по своим местам все обстоятельства:
Здание не является охраняемым памятником архитектуры. Относится к рядовой исторической застройке. Думаю, снос его неизбежен. Дело в том, что оно расположено в «красных линиях», определенных комитетом по градостроительству и архитектуре под расширение дороги по улице Розенштейна. Если здание не снести, никакого расширения, а следовательно, и дальнейшего развития территории не будет...
Прогуливаясь по местности, понимаешь, что «красные линии» и в прошлом-то веке были дому не указ. Тротуар вдоль фасада намного уже, нежели вообще на улице Лейхтенбергской — Розенштейна. Похоже, молодой Мариан Лялевич старался в точности выполнить заказ и помаксимуму использовать каждый аршин хозяйской земли: от стены дома до дороги - от силы метр.
Ну мешает этот дом!
Может быть, он и мешает, но для начала его необходимо юридически признать подлежащим сносу, - отвечает Штуковой глава городского жилищного комитета Валерий Шиян. - Признавать его таковым должны мы. А мы не можем этого сделать. Стены и другие конструктивные элементы дома крепкие. Так что у нас нет технических оснований, чтобы признать дом тотально аварийным. Да и вообще сегодня верх легкомыслия - принимать решения о сносе исторических зданий. Обстановка накалена. Градозащитники настороже...
Мучительная борьба двух этих точек зрения продолжается. Пока город не примет хоть какого-нибудь решения, инвестору здесь делать нечего. А решение дается трудно.
Окна первого этажа забиты жестью. Впрочем, кое-где видны лазы. По ночам, говорят, дом оживает. Там горят костерки, греются бездомные граждане. Порой случаются пожары. Обстановка на Розенштейна вообще способствует этому образу жизни: почти безлюдно, только автомобили проносятся мимо, рядом вокзал, в грязных переулочках - грязные магазинчики. И центр здешней вселенной - круглосуточный пункт приема стеклотары. Не хочется верить, что это конец. Дом продолжает надеяться на лучшую долю. Быть может, напрасно.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Комментарии
Самое читаемое
На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...
Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте
В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ - исчезло.
Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени
Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов
Алексей ЯРЭМА
Ложь, повторённая многократно, становится правдой, учил глава нацистской пропаганды Йозеф Геббельс. При губернаторе Валентине Матвиенко жертвой этого правила стал целый квартал старого Петербурга. В массовое сознание удалось внедрить мысль, что квартал между улицами Шкапина и Розенштейна – это трущобы, которые не представляют никакой архитектурной ценности. Но это – ложь. И она не становится правдой от того, что губернатор Матвиенко повторяла её многократно.
В 2007 году администрация Матвиенко перешла от «штучных» сносов в историческом центре к тактике «выжженной земли» — уничтожению целых кварталов Старого Города. Первым примером невиданных по масштабу сносов стал исторический квартал между Везенбергской и Лейхтенбергской улицами (ныне – Шкапина и Розенштейна), где были снесены сразу 23 здания эпохи эклектики и модерна. Новое строительство на их месте начнётся уже этой весной. Об этом сообщила дирекция застройщика – ООО «Главстрой-СПб» (структура Олега Дерипаски).
Всем бояться: Дерипаска вышел из кризиса
После трёхлетнего тайм-аута «Главстрой» намерен всё же упразднить «кризисную» парковку, учреждённую застройщиком на месте сноса из-за нехватки средств на строительство, и уже прошёл стадию рассмотрения своего проекта на Градостроительном совете.
При губернаторе Матвиенко старый город сносят целыми кварталами
Проект, разработанный мастерской архитектора Валерия Каплунова, предусматривает снос единственного уцелевшего до наших дней исторического ансамбля – фабрики искусственной шерсти и пряжи Ю.К. Клейбера, старейшего и уникального по объёмно-пространственному решению комплекса в квартале, с последующим строительством на гигантском пустыре трёх новых кварталов, включающих жилые площади, бизнес-центры и торговые здания.
Несмотря на то, что прорисовки фасадов до сих пор окончательно не утверждены, при известном пристрастии Дерипаски к «крупным остеклённым поверхностям» и прочей постиндустриальной псевдоархитектуре, ожидать тактичного включения новых зданий в ткань исторической застройки было бы опрометчиво. Но даже с учётом этого, в представленных на Градсовет материалах особенно шокировал третий квартал, спроектированный на заднем плане, в зоне, примыкающей к железнодорожной ветке. По существу — это не более, чем очередной римэйк типовой застройки городских окраин, скомпонованный «методом свободной планировки», что даже в виде макета представляет собой жуткий диссонанс с окружающей исторической застройкой.
Квартал на месте снесенных аварийных домов планируется застроить жилыми домами, бизнес-центрами и торговыми зданиями
Теперь, после официального утверждения, «Главстрой» намерен облагодетельствовать город этим диссонансом уже в реале.
Модерн промышленной революции
Однако возникает закономерный вопрос: как вообще стало возможным такое развитие событий, по каким причинам или вследствие чьей злой воли огромный массив ценнейшей исторической застройки вот так просто стёрли с лица земли? Чтобы ответить на этот вопрос, придётся «открутить колесо истории» слегка назад.
Застройка Везенбергской (Шкапина) и Лейхтенбергской (Розенштейна) улиц сформировалась, за исключением разве что фабрики Ю.К.Клейбера, в 1898-1914 годах. Это была эпоха промышленной революции, бурного развития окрестных предприятий, в первую очередь Русско-американского товарищества «Треугольник», невиданного бума в жилищном строительстве, расцвета стиля модерн, а затем и неоклассицизма конца 1910-х.
Везенбергская ул. (Шкапина), дома 3 и 5 – жилые дома. Модерн. Арх. Товстолес Н. И., 1909 и 1911, соответственно. Снесены в 2007-м
На месте прежних построек появились капитальные современные дома в 5-7 этажей, с метровыми стенами, перекрытиями бетонным заполнением по металлическим балкам. Благоустроенные по современным меркам здания возводили многие талантливые архитекторы, включая Николая Товстолеса, Григория Котенкова, Леонида Котова (они построили почти половину домов по Везенбергской) и даже Мариана Лялевича и Бориса Зонна. Здесь сохранялись единственные в городе постройки И.К.Бредаля, Б.А.Иванова. Такие дома простоят века, разумеется, если с ними нормально обращаться, проводить необходимый текущий ремонт.
Везенбергская ул. (Шкапина), дом 29 – жилой дом. Неоклассицизм. Арх. Котенков Г.И., 1911. Снесён в 2006-м
Пост-индустрия на марше
Тучи над кварталом начали сгущаться в 1960-е годы. Тогдашние власти, в порыве чисто формальной «борьбы за охрану окружающей среды» утвердили, к примеру, статус санитарно-защитных зон, которые должны были, по их идее, «защищать» соседние с фабриками и заводами кварталы от вредных промышленных воздействий. Такие зоны были установлены вокруг всех предприятий, как вредных, так и безопасных для среды. На их территориях, в числе прочего, запрещалось размещение постоянного жилья, а те дома, которые уже стояли, подлежали расселению с дальнейшим использованием под нежилые цели. Но беда в том, что, сколько предприятие ни окружай какой бы то ни было «буферной зоной», степень вредности его выбросов от этого не меняется – но до этого тогдашним властям дела уже не было…
Везенбергская ул. (Шкапина), дом 39 – жилой дом. Неоклассицизм. Арх. Нагель Н. И., 1914. Снесён в 2007-м
Последствия введения статуса санзон были поистине чудовищны для городской среды. Повсеместная практика показала, что пошла цепная реакция: предприятие, окружённое такой зоной, несмотря на декларированный запрет на расширение за счёт её территории, тем не менее беспрепятственно расширялось; санзона при этом сдвигалась вовне, увеличиваясь при этом по площади, затем предприятие снова расширялось за её счёт, и так далее. В результате начали возникать огромные территории промышленной конгломерации — мёртвые зоны с расселёнными и брошенными на произвол судьбы зданиями, захламлёнными пустырями.
Лейхтенбергская ул. (Розенштейна), дома 8-12 - фабрика Ю. К. Клейбера. Кирпичный стиль. Середина XIX века. Перестроена и расширена - арх. Брусилов М. А., 1875; арх. Гиргенсон Г. О., 1890-е, 1906, 1913
В самых тяжёлых случаях такие зоны сливались воедино и губили целые районы крупных городов. Так произошло и с «Везенбергским кварталом». Если к 1917 году заводы Товарищества «Треугольник» занимали 18 участков на Обводном канале и прилегающих проездах , то впоследствии, непрерывно расширяясь, делясь и размножаясь, они разрослись более чем вдвое – до 43-х участков (включая дочерние предприятия, созданные на базе 2-го производства «Треугольника» , и их ведомственные нежилые объекты).
В итоге санзоны Балтийской железной дороги и «Треугольника» наложились одна на другую, слившись в единое целое. Это привело уже к катастрофе городского масштаба : обе улицы с 41-м жилым домом были объявлены «непригодными для проживания».
Лейхтенбергская ул. (Розенштейна), дом 16 - жилой дом. Эклектика. Арх. Гизе В. Ф., 1898. Снесён в 2007-м
Особо отметим, что ни экологическое законодательство того периода, ни статус вредного предприятия никак не повлияли на категорический отказ администрации завода внедрять экологически чистые технологии и обеспечить безопасность города. В течение десятилетий, вплоть до закрытия производства в годы президентства Бориса Ельцина, копоть резиновой мануфактуры «Треугольник» окрашивала в чёрный цвет застройку на территории в несколько десятков гектаров, а ПДК наиболее вредных веществ в воздухе были превышены порой в десятки раз.
Результатом такого поведения «Треугольника» и его дочерних предприятий, сугубо потребительского отношения к городу, стало уничтожение 29-ти ценных зданий исторической застройки и захват 31-го участка . В целом же из 86-ти исторических зданий только на двух улицах – Шкапина и Розенштейна – к 2003 году уцелело лишь 51.
Лейхтенбергская ул. (Розенштейна), дом 32 - жилой дом. Эклектика. Арх. Самсонов П. С., 1904. Снесён в 2008-м
Расселять «Везенбергский квартал» власти не очень-то спешили, а вот из всех программ капитального и текущего ремонта – исключили тут же. После этого деградация городской среды пошла нарастающими темпами: дома, требующие текущего ремонта, замены изношенных сетей, принципиально не ремонтировались даже косметически. Капитальный жилой фонд медленно деградировал и приобрёл вид закопчённой и загаженной трущобы, обитатели которых десятилетиями дожидались улучшения жилищных условий.
Тактика «выжженной земли» по Матвиенко
К моменту вступления в должность губернатора Матвиенко «Везенбергский квартал» имел крайне неприглядный вид. Полурасселённые здания, запущенные дворы, сгнившая инфраструктура. Рабочие «Фасадремстроя» сюда не заглядывали, наверное, полвека. Вдобавок к тому падкая на фабрикацию триллеров «жёлтая пресса» усердно создавала кварталу репутацию «трущобы» или – «шкапятника». Это, впрочем, не в силах было изменить того факта, что метровые стены выстояли и это испытание: капитальные конструкции домов к моменту начала сноса не имели никаких существенных дефектов, трещин, следов осадки фундаментов и т. п. – им требовался рядовой капитальный ремонт, в основном даже без замены перекрытий…
Приняв в 1987 году деятельное участие в сносе «Англетера», а в 2005-м – дома 11 по улице Шкапина, Валентина Матвиенко не остановилась на достигнутом. Её стараниями 2006 год стал поистине роковым для бесценной исторической среды города-памятника, включённого в Список всемирного наследия UNESCO. Именно в 2006-м произошёл полный «обвал» ситуации, и начался он, без преувеличения, именно с «Везенбергского квартала».
В отношении наших двух улиц г-же Матвиенко не пришло в голову ничего более адекватного, кроме идеи, обезоруживающей своей примитивностью – снести под корень всё. Эта мысль удивительно совпадала с неподдельным интересом олигарха Олега Дерипаски к строительству очередного «делового центра» именно в данном квартале. Десятки зданий, оказавшихся в зоне коммерческих интересов, вдруг все до единого и сразу стали «абсолютно неремонтопригодными»!
В отношении наших двух улиц г-же Матвиенко не пришло в голову ничего более адекватного, кроме идеи, обезоруживающей своей примитивностью – снести под корень всё
Для реализации поставленной цели были спешно, под копирку, состряпаны заключения об аварийности зданий. Не обошлось и без поистине сенсационных фальсификаций – экспертная комиссия Вадима Гринберга своим актом от 28.06.2004 «признала аварийным» дом 14 по Розенштейна, утраченный за несколько десятилетий до этой даты. В 2004 году на его месте уже существовал разросшийся сквер с 30-35-летними деревьями…
Только за роковой для всего Петербурга 2006-й и начало 2007 года в «Везенбергском квартале» были в экстренном порядке дорасселены и затем снесены – причём за счёт городского бюджета — 23 здания , ещё 3 – назначены на снос в ближайшее время . Лишь два здания чудом удалось спасти – дом 36 по Розенштейна «отбили» у Дерипаски федеральные структуры, находящиеся в здании, а владельцы дома 34, «дома без вывесок», оказались, видимо, особо влиятельны в глазах смольнинских чиновников – в результате оба дома были специальным решением выведены за границы зоны проектирования.
Всё это происходит в зоне охраны исторического центра, где – как по старым, так и по новым нормам — снос исторических зданий запрещён. «Закон – что дышло», — гласит русская пословица…
Был почти полностью снесён квартал, находящийся в охранной зоне
Видимо, именно такое положение с охраной наследия в Петербурге вызвало возрождение градозащитного движения в городе как такового.
Так или иначе, в начале 2008 года от всего квартала остался единственный исторический комплекс – фабрика Клейбера. Четыре раза активисты-градозащитники из Группы ЭРА пытались инициировать срочное проведение историко-культурной экспертизы уникального памятника промышленной архитектуры – с тем, чтобы включить его в официальные списки подохранных объектов. И всё безрезультатно. У Комитета ГИОП, чьей обязанностью является принятие таких решений, то план НИР был «уже сформирован», то «не оказывалось» лицензированных экспертов…
Олег Дерипаска тем временем из кризиса благополучно вышел. Впрочем, кто бы сомневался. Теперь «Везенбергскому синдрому», запущенному ещё в далёкие 1960-е, предстоит поглотить свою последнюю жертву – и магистральная дорога для очередного «проекта века» расчистится от культурного наследия, досаждавшего как властям, так и крупному бизнесу. Могли ли создатели статуса санзон полвека назад спрогнозировать эту ситуацию? Вряд ли. Впрочем, им это было безразлично.
Всё это происходит в зоне охраны исторического центра, где – как по старым, так и по новым нормам - снос исторических зданий запрещён
Снести всё под корень, а не отремонтировать, заселить и благоустроить; отгрохать нечто масштабное, блестящее, аляповатое – будь то небоскрёб на Охте, мегаквартал на Обводном канале или на Среднем проспекте, на месте трампарка на Васильевском острове – вот принцип администрации Валентины Матвиенко. И такой подход к развитию города иллюстрирует, увы, низкий уровень культуры современной власти. Ей безразличны любые ценности, кроме тех, что выражаются в денежном эквиваленте. Отсюда её потребительское отношение и к историческому городу, нашему культурному наследию, и к потребностям реальных его жителей.
Наб. Обводного канала, уч. 134, 136, 138 (1-е производство); 146, 148, 150, 152 (2-е производство); Лейхтенбергская ул., уч. 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19; Петергофский пр., уч. 20, 40. Здесь и далее объём застройки указывается в соответствии с её поучастковым делением.
По состоянию на 1993 год: Опытный завод «Металлист», НИИ «Химаналит», НПО «Химавтоматика», ЦПКБХМ и др. Образовавшийся химико-промышленный конгломерат занимает ныне следующие участки: наб. Обводного канала, 134, 136, 138, 140, 146, 148, 150, 152, 154; Лейхтенбергская ул., 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 37; Петергофский пр., 20, 24 (ныне – 24а), 30, 32, 34, 36, 38, 40; Нарвский пр., 3, 5; Бумажная ул., 9, 13, 15, 16, 18, 20/2 (историческая нумерация; по современной нумерации – 9, 12, 13, 15, 17).
Включая ведомственное жильё в данном районе: Лейхтенбергская ул., дд. 5, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 37; Петергофский пр., дд. 21/40, 22 (ныне – 24), 24 (ныне – 24а), 25/144, 27а, 30, 32, 34, 36, 38; Нарвский пр., дд. 3, 5; Бумажная ул., дд. 9, 13, 14, 15, 16, 18, 20/2 (историческая нумерация; по современной нумерации – 9, 10, 12, 13, 15, 17, 20, 22, 24).
Включая ведомственное жильё в данном районе: Лейхтенбергская ул., уч. 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 37; Петергофский пр., уч. 24 (ныне – 24а), 27а, 30, 32, 34, 36, 38; наб. Обводного канала, уч. 140, 154, 156/2; Нарвский пр., уч. 3, 5, 9а, 13, 15; Бумажная ул., уч. 9, 13, 14, 15, 16, 18, 20/2 (историческая нумерация; по современной нумерации – 9, 10, 12, 13, 15, 17, 20, 22, 24).
Везенбергская ул., дд. 3, 5, 7, 9, 15, 17, 19, 23, 25, 27, 29, 31, 35, 39; Лейхтенбергская ул., д. 4, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28-30, 32.
В галерее Art re.FLEX открылась фотовыставка «Городская топология. Шкапина». О том, почему название одной из питерских улиц дано в родительном падеже, и как наш город выглядел непосредственно после блокады, у авторов выставки Натальи Захаровой и Игоря Лебедева разузнала корреспондент «Фонтанки».
radio-noizz.livejournal.com
В галерее Art re.FLEX открылась фотовыставка «Городская топология. Шкапина». О том, почему название одной из питерских улиц дано в родительном падеже, и как наш город выглядел непосредственно после блокады, у авторов выставки Натальи Захаровой и Игоря Лебедева разузнала корреспондент «Фонтанки».
Об улице Шкапина петербуржцы начали говорить в 2003-м, когда недалеко от Обводного канала немецкие кинематографисты снимали кино под названием «Бункер». Они сочли, что для съемок разрушенного союзниками Берлина лучшего места, чем современная питерская улица не найти. Да что там немцы, падкие на российскую экзотику! Даже отечественный режиссер Александр Буравский свой телевизионный фильм «Ленинград», посвященный блокаде, снимал здесь неподалеку – на территории завода «Красный треугольник».
Район этот и правда был не из престижных: фотограф Наталья Захарова, чья семья жила на Шкапина в течение пяти поколений, рассказывает, что крыс в их доме можно было встретить даже на седьмом этаже. Крысы были не единственным злом – неблагоприятная экологическая ситуация сочеталась с неблагополучной историей заселения – после революции в этот, тогда еще отдаленный от центра район, выселяли криминальный элемент.
В шестидесятые-восьмидесятые «Шкапуха» считался бандитским районом. И только визит европейских кинематографистов заставил петербуржцев, как высокопоставленных, так и не очень, обратить внимание на это колоритное место. Сразу же после окончания съемок администрация города, недовольная тем, что имидж Петербурга был подпорчен в глазах Европы, взялась за реконструкцию района - улиц Розенштейна, Шкапина и Обводного канала, а фотограф Наталья Захарова принялась фотографировать разрушаемые дома.
До начала расселения Наталии и в голову не приходило фотографировать собственную улицу. Казалось бы – радуйся, что сможешь улучшить свои жилищные условия за счет государства. Ан нет, Наталья почти физически ощущала страх родного дома, который стоял в ожидании разрушения как смертник, приговоренный к казни. Этот страх даже мешал ей спать.
Не знаю, способны ли вещи испытывать какие-то чувства, но зрители при созерцании работ Натальи Захаровой ощущают настоящий ужас. От этих, вполне реалистических фотографий, обработанных в авторской манере, остается ощущение полноценного фильма ужасов, в котором вполне себе одушевленные вещи и дома представляют для человека реальную опасность. И это не имеет отношения к ленинградскому фотоандеграунду, который в семидесятые снимал обшарпанные стены домов и бродящих среди них полупьяных люмпенов. Там фактура не пугала, а навевала ощущение новизны художественного взгляда на мир. А у Захаровой, на акварельно размытых фотографиях дома-призраки разевают рты-подъезды в немом крике и пялятся пустыми глазницами окон. Нечто похожее было, пожалуй, только у Николая Матренина. На снимках совсем нет людей, и только надписи на стенах выдают их былое присутствие. Это взгляд изнутри. Приблизительно так должны выглядеть фотографии, которые сделал бы единственный выживший после глобального катаклизма человек.
По сравнению с ними работы Игоря Лебедева напоминают спокойный взгляд стороннего наблюдателя – какого-нибудь инопланетянина, исследующего наш мир до и после катастрофы. Он фиксирует дома и живущих в них людей, которые, несмотря на грязь, крыс и запах резины, исходящий с завода «Красный треугольник», могут веселиться и заниматься своими мелкими земными делами. Виды разрушенных домов не представляются достойными какого-то особого внимания, просто потому, что и до катастрофы их жизнь не казалась ему чем-то особенным. Не случайно Игорь, снимавший улицу Шкапина по дороге на основную работу, называет свои фотографии сканированием территории. Он даже иногда подшучивал над шкапинскими аборигенами, называя себя работником КУГИ, фотографирующим их дома перед расселением.
Но, несмотря на разницу во взглядах, сходятся фотографы в одном – эти странные петербургские места надо было сохранить. Для Игоря это уникальное культурное пространство, которое следовало бережно модернизировать. А для Натальи – дом родной, который безумно жалко…
СПРАВКА:
Квартал Шкапина-Розенштейна, объявленный городскими властями «депрессивным», будет застраивать компания «Главстрой-СПб». Градостроительный совет Петербурга уже одобрил концепцию, разработанную архитектурным бюро «Земцов, Кодиайнен и партнеры». На сравнительно небольшой территории площадью 5 га планируется разместить 320 тысяч квадратных метров офисных зданий. Архитекторы обещают, что высота новых зданий по внешним фасадам не будет превышать 27 метров, с незначительными вставками до 32 метров. Высота внутриквартальной застройки ограничена архитектором на уровне 42 метров. Доминантой комплекса станет здание, максимально удаленное от Обводного - высота его будет 63 метра.
Инвестиции в проект, по словам менеджера «Главстроя» Сергея Миллера, составят 10 миллиардов рублей (425 миллионов долларов). Строительство должно быть полностью завершено к 2014 году.
Елена Некрасова,
Фонтанка. ру