Тема урока «Типы экономических систем» Образовательная цель: учащиеся должны понять, что такое экономическая система и какие проблемы она должна решать, обобщить и систематизировать знания учащихся об экономических системах, доказывать преимущества и недостатки каждой системы. Развивающая цель: развивать аналитическое мышление, логику, память, устойчивость внимания, формировать умение принятия нестандартных решений, развивать творческие способности, формировать познавательный интерес. Воспитывающая цель: умение сотрудничать, развивать чувство коллективизма, трудолюбие, культуру поведения.




Три основных вопроса в любой экономической системе 1. Что производить? (какие товары и услуги, в каком количестве) 2. Как производить? (с использование каких технологий и какими ресурсами) 3. Для кого производить? (как эти товары и услуги будут распределяться)










Традиционная система – способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в общем владении, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями и обычаями. Традиционные экономические системы характерны для ряда слаборазвитых стран так называемого третьего мира, к которым относятся страны Африки и Латинской Америки.




Достоинства и недостатки Традиционная экономика Стабильность общества Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса Плохая приспособляемость к изменению внешних условий Ограниченность числа производимых благ Кастовость, патриархальность Принцип наследственности Сырьевая направленность экономики В духовной и культурной областях консерватизм




Командная (плановая) система – способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планом. В настоящее время такая экономика существует на Кубе и в Северной Корее.


Достоинства и недостатки Достоинства и недостатки Командная экономика Удовлетворительный уровень жизни для всех Устойчивость цен Своевременная выплата зарплаты Уверенность в завтрашнем дне Отсутствие разрыва в доходах граждан Отсутствие безработицы Социальная защищенность Бесплатность основных услуг Отсутствие у предприятий возможности принимать самостоятельные решения. Нехватка товаров Невысокое качество товаров Слабое внедрение передовых технологий из-за его направленности на план, а не на прибыль. Низкий уровень развития сельского хозяйства. Продовольственная проблема.






Достоинства и недостатки Достоинства и недостатки Рыночная экономика Большая свобода выбора для производителей и потребителей. Широкий выбор товаров и услуг. Внедрение передовых технологий. Высокое качество продукции. Воздействие конкуренции на эффективность, повышение качества Отсутствие дефицита Высокая продуктивность фермерских хозяйств Значительная разница в доходах граждан, в уровне жизни. Проблемы социальной справедливости Неустойчивость экономики: ей присущи подъемы и спады. Безработица Неуверенность в завтрашнем дне. Платность большинства услуг.




Смешанная система Смешанная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. Практически все существующие в современном мире экономики следует отнести к смешанному типу. В реальной жизни любой страны не присутствует в чистом виде ни одна экономическая система. В Англии, например, около 30% рабочей силы заняты в государственном секторе, остальные 70% заняты в частном.


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Командная (плановая) Рыночная


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Те товары, которые производились предками По традиции, одинаково Согласно обычаям. Командная (плановая) Рыночная


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Те товары, которые производились предками По традиции, одинаково Согласно обычаям. Командная (плановая) Товары по государственному плану Вопрос решается государством, предприятия мало заинтересованы в обновлении оборудования Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством. Рыночная


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Те товары, которые производились предками По традиции, одинаково Согласно обычаям. Командная (плановая) Товары по государственному плану Вопрос решается государством, предприятия мало заинтересованы в обновлении оборудования Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством. Рыночная Те товары, которое нужны людям, иначе их не удастся продать Вопрос решается частными фирмами, выбирается самая передовая технология. Конкуренция между фирмами. Для тех, у кого есть деньги на их покупку. Существует неравенство, т.к. люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены.



«Тест «Экономические системы»» - Главные вопросы экономики. Рыночная система. Факторы производства. Традиционная система. Планирование в экономике. Тестирование. Торговля. Типы экономических систем. США. Справедливое распределение даровых благ.

«Рыночная экономика» - Условия возникновения рыночной экономики. Формационный подход. Механизмы функционирования рыночной экономики. Основные черты рыночной экономики. Основные этапы (стадии) эволюции рыночной экономики. Специфические черты рыночной экономики. Домохозяйства. Основные типы рынков. Цивилизационный и формационный подходы.

«Виды экономических систем» - Рыночная экономическая система. Смешанная система. Экономическая система. Командная (плановая) экономическая система. Три способа решения основных вопросов экономики. Типы экономических систем. Что производить. Все существующие в современном мире экономики следует отнести к смешанному типу. Достоинства и недостатки командной экономики.

«Модели экономических систем» - Смешанная экономика. Типы экономических систем. Условия для функционирования рыночной системы. Общая схема командно-административной экономики. Японская модель смешанной экономики. Недостатки командно-административной экономики. Традиционная экономика. Преимущества рыночной экономики. Экономическая система.

«Социальная рыночная экономика» - Социальная рыночная экономика. Умение. Разрушение жизненных условий человека. Товары. Поддержание конкуренции. Потребности. Применение. Экономические блага. Способ организации хозяйственной деятельности. Что такое смешанная экономика. Производство. Типы экономических систем. Общество. Социальная и экосоциальная рыночная экономика.

«Экономические системы и их типы» - Главные вопросы экономики. Рыночная экономическая система. Три основных вопроса. Достоинства и недостатки. Что такое экономическая система. Таблица. Экономическая система. Смешанная система. Способ принятия решения. Достоинства. Командная (плановая) экономическая система. Смешанная экономическая система.

Всего в теме 18 презентаций

Слайд 1

Тема консультации: «Типы экономических систем»
Томская Ж.В., учитель высшей категории МБОУ СОШ №7

Слайд 2

Распределение заданий по частям работы
Часть работы Число заданий Максимальный первичный балл % максимального первичного балла из заданий данной части от 59 Тип заданий
Часть 1 20 20 33,9 С выбором ответа
Часть 2 8 13 22,0 С кратким ответом
Часть 3 9 26 44,1 С развёрнутым ответом
Итого 37 59 100

Слайд 3

Экономическая система – установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта. (Товары и услуги)

Слайд 4

Тип экономической системы характеризуется: формами собственности, способами распределения ограниченных ресурсов; способами регулирования экономики.

Слайд 5

Главные вопросы экономики:
Что производить? Как производить? Для кого производить?

Слайд 6

Смешанная экономика – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

Слайд 7


1.Что производить Продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства. Производится мало продуктов и услуг. Что производить, определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно Определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьютерам, представителями промышленности – «плановиками» Определяют сами потребители Производители производят то, что хотят потребители, т.е. то, что может быть куплено

Слайд 8

Линии сравнения Традиционная Централизованная (командно- административная, плановая) Рыночная
2. Как производить? Производят так и тем, как и чем производили предки Определяется планом Определяют сами производители

Слайд 9

Линии сравнения Традиционная Централизованная (командно- административная, плановая) Рыночная
3. Для кого производить? Большинство людей существует на грани выживания. Добавочный продукт достаётся вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям «Плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг. Потребители получают столько, сколько хотят, производители - прибыль

Слайд 10

Модель социальной рыночной экономики
Рынок Государство
Направляет производство на удовлетворение растущих и меняющихся потребностей людей Способствует увеличению затрат на развитие человеческого потенциала Предполагает сосуществование различных форм собственности Выступает социальным гарантом стабильности Защищает людей в рыночной экономике

Слайд 11

Линии сравнения Традиционная Централизованная (командно- административная, плановая) Рыночная
Определение Способ организации экономической жизни, базирующийся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, находятся в частной собственности отдельных лиц

Слайд 12

Собственность
Собственность
Частная
Общественная
Собственность граждан Собственность созданных ими юридических лиц
Государственная собственность Муниципальная собственность

Слайд 13

Основные формы экономической организации производства:
Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собственных потребностей, не прибегая к обмену, к рынку Товарное хозяйство – хозяйство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка
Централизованная(командная), рыночная и смешанная экономики Традиционная экономика

Слайд 14

Достоинства плановой (командной) экономики:
Направленность на создание удовлетворительного уровня жизни для всех (обеспечивался невысокий, но относительно уровень жизни, но относительно удовлетворительный для всех людей). Устойчивость цен. Своевременная выплата заработной платы. Уверенность в завтрашнем дне. Отсутствие колоссального разрыва в доходах граждан и обогащения небольшой части семей за счёт обеднения остальных членов общества. Отсутствие безработицы. Более высокая степень социальной защищённости граждан со стороны государства. Бесплатность и доступность для всех основных услуг (медицинских, образовательных).

Слайд 15

Недостатки плановой (командной) экономики:
Отсутствие у изготовителей товаров возможности принимать самостоятельно хозяйственные решения. Обязанность предприятий неукоснительно выполнять государственный план. Направленность на «объём», т.е. на производство как можно большего количества товаров, а не на выпуск качественной продукции. Приблизительность пятилетних планов, приводящая к нехватке одних товаров и избытку других. Получение руководством предприятия неоправданно высоких премий за перевыполнение заниженных плановых заданий. Нежелание потребителей покупать именно те товары, которые производят отечественные предприятия согласно государственному плану. Возникновение «чёрных» рынков для продажи дефицитных товаров по спекулятивным ценам. Решение проблемы дефицита с помощью спецмагазинов и талонно-карточной системы. Невысокое качество товаров. Слабое внедрение передовых технологий производства из-за его направленности на план, а не прибыль. Низкий уровень развития сельского хозяйства. Продовольственная проблема. Слишком дорогостоящий управленческий аппарат, который должен следить за выполнением государственного экономического плана. Поддержка государством даже тех предприятий, которые приносят убытки, производят товары, не пользующиеся покупательским спросом.

Слайд 16

Достоинства рыночной экономики:
Большая свобода выбора для производителей и потребителей. Для управления экономикой не нужен большой аппарат чиновников. Снабжение потребителей необходимыми им товарами. Широкий выбор товаров и услуг. Постоянная направленность на поиск современных методов производства новых товаров, на внедрение новых технологий, которые обеспечивают высокое качество продукции и высокую прибыль фирм. Воздействие конкуренции между фирмами на эффективность их работы, на снижение цен и повышение качества товаров и услуг. Отсутствие дефицита из-за быстрой реакции предпринимателей на запросы потребителей. Высокая продуктивность фермерских хозяйств из-за частной собственности на землю.

Тема урока:

Типы экономических систем


Цели урока:

  • изучить типы экономических систем;
  • познакомиться с основными характеристиками экономических систем;
  • способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся;
  • способствовать систематизации знаний по теме «Экономические системы», опираясь на межпредметные связи.

Экономическая система

- это способ организации хозяйственной жизни общества для решения стоящих перед ним вопросов:

- Что производить?

- Как производить?

- Для кого производить?


Типы экономических систем

  • Традиционная
  • Рыночная
  • Смешанная





Типы систем

Преимущества

Традиционная

Недостатки

Командно-административная

Название стран

Рыночная

Смешанная

Типы систем

Преимущества

Недостатки

Название стран

Задание 1. Заполните таблицу:

Отсталая техника

Ручной труд Сельскохозяйственное производство

Беззащитность перед внешними воздействиями

Бангладеш, Афганистан, Пакистан, Азербайджан

Мастерство передается из поколения в поколение; Стабильность и предсказуемость общества

Традиционная

Одних товаров больше, чем нужно, других – меньше (переизбыток – дефицит); отсталость технического развития. Всё зависит от с/х и внешней торговли. Государственное планирование.

Куба, Вьетнам, Северная Корея

Стабильность общества, экономики, возможность быстрого распределения и перераспределения ресурсов

Командно-административная

Большая свобода выбора для производителей и потребителей. Внедрение передовых технологий. Высокое качество продукции.

Большая разница в доходах граждан, в уровне жизни Проблемы:безработица, платные услуги

Рыночная

Германия, США, Япония, Великобритания

Производители сами решают, что производить, а покупатели, что и в каком количестве покупать. Развито большое количество отраслей промышленности. Торговые связи обширны. Высокий рост производства.

Государство способно подорвать нормальное

функционирование рыночного уклада, если будет слишком вмешиваться в рыночные законы.

Россия, Венгрия, Болгария, Польша

Смешанная


Заключение

Мы живём с вами в век конкуренции, рынка и прекрасно понимаем, что главное для всех стран, а для России особенно, найти своё место в этом мире, развиваться всё лучше и качественней.


Рефлексия

  • - Меня удивило…
  • - Я научился…
  • - Теперь я могу
  • - Я запомнил…
  • - Я не усвоил

Close
Для любых предложений по сайту: vyalkovskoe@cp9.ru