Материал подготовлен Рябцевой Светланой на основе беседы, проведенной с семьей Штакиных – Мариной и Дмитрием, на участке которых была спроектирована и построена баня по саженям. Причем Светлана принимала активное участие в разработке проекта бани по традициям старого русского зодчества. Хозяева охотно поделились информацией о том, как оригинальный проект воплощался в жизнь. Итак, обо всем по порядку.
На юге Московской области в Серпуховском районе на берегу реки Оки расположена деревня «N». Гористый ландшафт этой местности позволяет назвать ее русской Швейцарией. До революции в деревне насчитывалось большое количество дворов. Там жили зажиточные крестьяне, большинство из которых владело рабочими ремеслами: литейным, кузнечным, слесарным делом. Многие из них состояли в родстве, имели большие земельные участки и красивые дома. До революции это было село с деревянной церковью. В этом красивейшем месте наши предки также владели участком земли. Более 300 лет они жили в этом месте и обрабатывали эту землю. В советское время участок ужали до размера 24 сотки. Как положено, в начале участка стоит добротная изба-пятистенок, выстроенная по русским традициям в саженях. Внизу в овраге бьет источник великолепной минеральной воды, служивший жителям со времени образования села.
С недавних пор мы стали наследниками этой земли. Все бы хорошо, но современному человеку требуется больше комфорта – и мы задумались о строительстве баньки в этом родовом гнезде. Как водится, аппетит приходит во время еды и баньку мы захотели возвести со вторым этажом, с балкончиком и террасой на первом этаже. Как положено, начинать нужно с плана и не простого, а с плана, рассчитанного в саженях, обеспечивающего гармонию размеров дома и размеров владельцев. Нас привлекло еще то, что дом, построенный по саженям, долговечен и оказывает благотворное влияние на всех в нем живущих /1/. Непосредственно перед началом строительства был утвержден план бани.

План 1 этажа.

План мансарды.​




План бани выполнен по древнерусским саженям, восстановленным А. Ф. Черняевым на основе измерений русских храмов /1/. Изначально размеры сруба предполагались 6х6,4м, то есть ширина- 4 простые сажени, длина – 4 кладочные сажени. Высота всей бани предполагалась 7м, то есть 4 народные сажени. Фундамент был запланирован невысокий, 40 см, поэтому в расчет не принимался. Непосредственно перед началом работ мы внесли коррективы – добавили ступеньки с навесом и свесы крыши. Окончательные размеры c крыльцом получились – 7,5 х8 м или 4 церковные сажени на 6 меньших саженей.
План в саженях разработали в соответствии со всеми нашими пожеланиями. Оставалось только найти отличных строителей. Первая компания, в которую мы обратились, не смогла изготовить сруб, отличный от стандартных размеров 6х6м. Тут нам случайно повезло. На рынке стройматериалов удалось достать телефон бригадира из Чувашии, который предлагал срубы под бани с бревнами диаметром аж 38 см.
В мае работа закипела. Была определена и расчищена площадка напротив старого дома. Предварительно немного ниже бани, со стороны парилки строители сделали септик с системой перелива - врыли 3 кольца, зацементировали дно и добавили 2 кольца на перелив, сверху их закрыли пластиковыми люками. С другой стороны, повыше, выбрали место для колодца. Фундамент запланировали по всем правилам: предусмотрели не только вентиляционные отверстия, но отверстия для труб – для подвода колодезной воды и отвода сточных вод. Осенью, уже после постройки бани был вырыт колодец рядом с баней. В дальнейшем мы запланировали подвести воду непосредственно в баню, установить бойлер, чтобы летом принимать душ, не прибегая к предварительной топке для нагрева воды.
Первым делом сделали разметку под фундамент.


Рабочие вырыли траншею под ленточный фундамент размером
6,0х6,5 м и глубиной 70 cм. На дно было уложено 20 см песка – так называемая песчаная подушка.


Продолжаю свой рассказ. Я уже упомянула, что краеугольным камнем любого сооружения, будь то помещение, имевшее духовное значение, или дом, предназначенный для проживания, был ЧЕЛОВЕК, сооружение строилось соразмерным его антропометрическим характеристикам. Почему? Антропометрические характеристики любого человека точнейшим образом отражают его энергетическое устройство: действительным стержнем, опорой формы является отнюдь не позвоночник или сухожильно-связочный аппарат, а система энергетических центров, энергетически питающая форму и структурирующая ее отдельные органы и клетки в единое, взаимодополняющее, согласованное во всех своих частях, целое. Все центры связаны между собой в единую энергетическую систему. Пока не возникли препоны свободному току энергии из источника, внешнего по отношению к плотной форме, - форма работает безупречно. Любые формические отклонения - результат нарушения энергетической проводимости. Последняя стадия данного нарушения приводит человека к моменту потери ориентации во времени и пространстве, которое принято называть смертью. Ток энергии прекращается, энергетические центры гаснут, начинается распад клеток - уходит то, что держало их вместе и организовывало в единое целое.

Различаются следующие основные энергетические центры (идем снизу вверх):

1 - Исток;

2 - Зарод;

3 - Живот (Хара);

4 - Ярло;

Область подмышечных впадин: 5 - Лада; 6 - Лель;

7 - Устье (Горло);

8 - Чело;

9 - Родник;

10 - Светоч.

Родник и Светоч находятся за пределами плотной формы, Родник - над тем местом, где у человека при рождении находился родничок, Светоч - над макушкой, над тем местом, где спиралью растут волосы на затылке. Оба центра находятся над головой на расстоянии 3% от роста человека. Их излучение создает ореол вокруг головы, и именно его изображают художники в виде нимба.

Количество энергетических центров человека не только не ограничивается перечисленными, оно просто не имеет ограничений, так как любой человек, как величина, способен к безграничному развитию и выходу на все новые и новые уровни взаимодействия с собой, со своими же более тонкими энергетическими частями.

Упомяну еще один центр - тот самый, которого касается человек, поднимая руку вверх - РА, это о нем - РА-дость, радость - достать до РА.

Таким образом, пропорционирование по определенным элементам формы в действительности наиточнейшим образом отражает пропорционирование по энергетическим центрам, чакрам.

И, наконец, - чью форму брали зодчие за эталон при строительстве. В зависимости от назначения сооружения это был духовный вождь - волхв, или витязь - великий воин, или глава рода, семьи - но всегда! - мужчина .

В этом проявлялось высочайшее понимание нашими предками разного, но взаимодополняющего предназначения мужчины и женщины.

Хотелось бы заметить, что само воплощение человека в этой жизни как мужчины или как женщины не случайно, а является его свободным выбором, причем выбирается именно та форма, которая необходима на данном этапе для более динамичного роста понимания себя, то есть в прошлой жизни пол человека мог быть иным, чем в этом воплощении. Таким образом накапливается бесценный личный субъективный опыт, служащий основой для осознания условности деления на мужское и женское начало, выхода из-под данной зависимости и обретения взгляда на себя как на величину, включающую мужское и женское как части Целого.

Мужчина по своей энергетической сути является состоянием стержневым, определяющим, ведущим, проявляющим новые точки зрения и понимания, женщина - состояние преломляющее, ведомое, оформляющее, наполняющее. Глубочайшим пониманием наших предков было то, что как мужчину с детства обучали искусству вести за собой и отвечать за тех, кого ведешь, так и женщину обучали следовать и всеми силами поддерживать того, кто ведет. И на первом, и на втором пути можно достичь высочайших высот и стать выдающимся Мастером, а можно остаться ремесленником, бездарно прожигающим время своей жизни. В те далекие от нас времена и мужчины, и женщины самой системой жизненного уклада ставились в условия, в которых они могли извлечь наибольшую пользу для своего развития, выполняя без отклонения задачи, поставленные перед ними жизнью.

Мы живем в период скрытого матриархата, в период, когда женщина возложила на себя не свойственные ее природе функции, что чрезвычайно разрушающе действует как на саму женщину, так и вызывает огромное количество отклонений и диссонансов в окружающей действительности. При этом самым сильным желанием женщины зачастую является желание подчиниться, найти того, кто ведет, то есть перейти, в конце концов, в естественное свое состояние.

А теперь поставим в центре листа бумаги точку О - ноль, начало всех начал. Из этой точки исходят 12 лучей, первый - вертикально, каждый следующий повернут относительно предыдущего на 30 градусов. Если двигаться против часовой стрелки, справа налево, 12 лучей составят полный цикл, оборот в 360 градусов. В точке О разместим Мерного ангела, напомним его основные размеры: от основания шеи или линии плеч до земли - малая сажень - OB = 142,41 см; размах рук - народная или маховая сажень - OF = 176,00 см; расстояние до кончиков пальцев поднятой руки - казенная сажень - OP = 217,52 см. На первом, втором, третьем лучах слева и первом луче справа отметим величины известных саженей и построим участки спиралей - ABCD - для саженей первой группы; EFGHI - для саженей второй группы; NPQRS - для саженей третьей группы. По этому же алгоритму, используя таблицу 2, достроим спирали до одного полного оборота, то есть от полусаженей меньшой, египетской и Пилецкого (отрезки OU, OV и OW соответственно) до этих же саженей. Теперь продолжим построение спирали второй группы - JKLM. Отметим точку T, где ОТ - городовая сажень, равная удвоенной малой сажени.

Рисунок показывает точнейшее соответствие прохождения спиралей саженей и расположения энергетических центров человека.

Спираль третьей группы проходит через центры Живот и РА; спираль второй группы проходит через Исток и Светоч; спираль первой группы проходит через Устье (Горло). То есть мы опять видим, что структуропостроение человеческой формы строжайший образом определяется законами, отраженными в Золотой системе саженей.

Используя наглядность рисунка, разберем некоторые соотношения внутри системы, а также ответим на вопрос: Сколько саженей использовали зодчие Древней Руси в своем вдохновенном творчестве? Поверьте, ответ будет неожиданным. Для тех, кого заинтересовала тема моего рассказа, я предлагаю сделать остановку и, полистав работы А. Ф. Черняева и А. Чернова, ответить на этот вопрос самим. Поразмышляйте, не спешите, решение этой задачи доставит Вам немалое удовольствие. Действительно, А. А. Пилецкий и А. Ф. Черняев говорят об использовании 15 саженей, А. Чернов находит 12, а Б. А. Рыбаков говорит о шести саженях. На обломе мерила новгородского зодчего их присутствует 15, значит, вот он, ответ?

Приступая к поискам ответа на наш вопрос, процитируем геометрический принцип построения саженей, более полувека назад предложенный Б. А. Рыбаковым. Суть его в том, что существуют тройки саженей, относящиеся друг к другу как сторона квадрата (единица), его диагональ (корень из двойки) и диагональ полуквадрата (корень из пятерки, деленный на два).


Рис. Квадрат с диагоналями

Это утверждение Б. А. Рыбакова подтверждается опубликованной им серией «вавилонов» - рисунков средневековых архитекторов, на которых изображены вписанные друг в друга квадраты и прямоугольники.

Действительно, рассматривая рисунок Мерного ангела, мы установили, что ABCD - квадрат со стороной, равной народной, или маховой, сажени.

Диагональ квадрата ABCD со стороной a, равной народной сажени, будет по теореме Пифагора равна √ 2 х a = 248,90 см

Мы установили также, что диагональ, идущая от стоп мерного ангела в левый верхний угол квадрата ABCD, то есть диагональ полуквадрата, дает нам выражение а х √ 5 / 2 = 88 х 2,236 = 196,77 см, что с точностью до 0,4% соответствует величине царской сажени.

Если за А 2 i обозначить народную сажень, то √ 2 х 176,00 есть элемент таблицы, отстоящий от народной на шесть шагов вправо, то есть

А 2( i +6) = √ 2 х А 2 i .

На рисунке это отрезок OL = √ 2 х OF .

Соответственно нахождение царской сажени описывается соотношением

А 2( i +2) = 6 √2 х А 2 i = Фи 6 /16 х А 2 i,

то есть царская сажень отстоит от народной на 2 шага вправо, а на рисунке ей соответствует отрезок OH.

Покажем в таблице 3 исходную сажень и две сажени, производные от нее.

Таблица 3

Совершенно понятно, что аналогичные построения можно выполнить для всех остальных известных саженей, и для каждой из них получить еще две производные от нее сажени. То, что этот зодчие использовали этот способ, наглядно показывают их дошедшие до нас рисунки, опубликованные Е. А. Рыбаковым.

В общем виде имеем следующие соотношения:

А k ( i +6) = √ 2 х А ki , где k = 1, 2, 3, i - любое натуральное число;

А k ( i +2) = 6 √2 х А ki = Фи 6 /16 х А ki , где k = 1, 2, 3, i - любое натуральное число.

Покажем наглядно, что получилось. Зеленым показаны те элементы, в которых производная сажень от известной совпадает с уже известной. С городовой саженью не будем производить никаких действий, так как она есть удвоенная малая, то есть процесс множественности от малой сажени.

Таблица 4

Следующая весьма интересная тема - это аршин и трехаршинная или полуторная сажень.

Слово «аршин» имеет своим корнем «арш», что означает «определяющая мера». Через понятие «аршин» проявляется еще одно из важнейших свойств Золотой системы саженей.

Заглянем в «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля.

АРШИН - ...четыре четверти (пяди), по четыре вершка...; треть сажени; длина всей руки от плеча; вольный шаг человека, ... 0,711 метра.

Итак, аршин определяет «зону досягаемости» - все то, что находится на расстоянии вытянутой руки или одного шага. Символично, не правда, ли? И каждый из нас живет по своему аршину, а не по чужому - «всяк на свой аршин мерит», то есть соразмеряет с собой, со своим внутренним энергетическим устройством, выбирает то, что именно ему созвучно - единственно верный процесс.

И сейчас, располагая предметы на своем рабочем столе так, чтобы мне было удобно работать и легко до них дотянуться, я пользуюсь своим аршином.

В аршине четыре пяди, шестнадцать вершков, он составляет треть сажени и равен 0,711 м.

Ну, вот так - 0,711 м и ни сантиметром меньше или больше? В такой «зоне досягаемости» мне пришлось бы тянуться изо всех сил, а длиннорукой и длинноногой спутнице моей будет тесно - у нас разность аршинов налицо - ее шаг, мои чуть ли не полтора...

Обратимся еще к одному общедоступному источнику, Интернет содержит большое количество подобного рода справочных таблиц:

Но почему аршин треть сажени? Сажень на три части не делится, только раздвоение или удвоение - вот алгоритм образования саженей и их элементов. Но зачем обязательно делить? Разве не может одна сажень включать в себя три элемента другой сажени с достаточной степенью точности? Конечно, может. В аршине 16 вершков, это значит, что аршин - полусажень, половина от какой-то сажени - ведь в сажени 32 вершка. Значит, сажень, образовавшая аршин, - 2 х 71,12 см = 142,41 см, - это малая сажень, отклонение исчезающе мало - 0,17 см. Тогда три аршина - 213,36 см - это сажень, которая в полтора раза больше малой сажени.

А. Ф. Черняев в книге «Золото Древней Руси» писал, что зодчие в своей работе использовали не только одинарные сажени:

«В процессе разбивки использовались не только одинарные сажени, но и полуторные, сдвоенные и 2,5-длины. Сдвоенными чаще всего становились меньшая, малая, простая и кладочная. Наиболее известна сдвоенная малая длиной 2,848 м, имеющая собственное название — городовая.»

Посмотрим в нашу таблицу - полуторная, трехаршинная сажень от малой - это седьмой элемент вправо от нее.

Таблица 5

Запишем проявленную зависимость в общем виде:

А k ( i +7) = 3 х А ki / 2= 1,5 х А ki , где k = 1, 2, 3, i - любое натуральное число.

Покажем, как мы уже делали, в таблице саженей основные сажени и их трехаршинные соответствия.

Таблица 6

Сопоставляя Таблицу 4 и Таблицу 6, формируем таблицу 7.

Наглядно видим, что использую простые, общеизвестные , и потому дошедшие до нас соотношения, зодчие Руси получали и использовали в своей работе как 14 базовых саженей, так и другие сажени Золотой системы, получаемые из базовых или совершенно точно, или с очень высокой степенью точности.

Таблица 7

Но остался один последний элемент - 12-ый в первой группе, своей притягательной белизной говорящий, что целостная картина нами еще не получена.

Золотая система саженей содержит в себе бесчисленное количество связей одного элемента с другим и с другими. То, что открылось мне - это малая капля, и, рассказывая вам о некоторых взаимозависимостях и взаимодополнениях, которые смогла увидеть я, искренне надеюсь, что мой рассказ заинтересует и вас, и вместе мы сможем увидеть больше и яснее.

Семичастность, заложенная в Золотую систему саженей, не являлась до сих пор знанием общедоступным, а совсем напротив, относилась к знаниям сакральным, сокрытым, хранимым и охраняемым. Но кто же взял на себя право делить знания на доступные всем и, так сказать, знания личного пользования ? И с какой целью?

Итак, Семичастность.

Число 7 - число Истины. Христианство и здесь проявилось свойственным ему образом, совершенно голословно заявив, что 7 - это число Христа. Это подход любого лжеца и вора - если ложь многократно размножить письменно и повторить миллионы раз устно - найдутся те, которые поверят просто потому, что они это часто слышали или об этом много раз читали.

Сейчас я буду цитировать А. Ф. Черняева. Я не сомневаюсь в искренности его высказываний, но придерживаюсь иной точки зрения на суть числа 7. И еще важное с моей точки зрения дополнение - А. Ф. Черняев, говоря о строительстве храмовых сооружений, подразумевает строительство христианских церквей. Мне близка иная точка зрения - о том, что множество этих великих творений строилось совершенно с другой целью: как помощь людям для выхода в более высокие энерго-информационные слои, то есть как энергетические аккумуляторы для перехода из взаимодействия с планетарным объемом Земли к взаимодействию с объемом Космического Единства Материи. Эти сооружения были просто захвачены христианской церковью после насильственной и кровавой христианизации Руси и специальным образом перепрограммированы - перенастроены под задачи завоевателя. Чтобы мысль моя была более понятна, кратко поясню, что современную хронологию с ее так называемым «тысячелетием крещения Руси» считаю сознательной фальсификацией и ложью, как и всю современную «историю».

Но это совсем другая тема... Поэтому, сделав лишь необходимые пояснения, определившие разность взглядов в объеме общей темы, перехожу к книге «Золото Древней Руси».

«...Мастер — зодчий, по-современному — архитектор, на Руси не рассчитывал взаимосвязи и сопряжения размеров, не вычислял золотых пропорций, ибо не знал о них ничего, да и необходимости в этом не было. Поскольку, имея «Всемер», он выбирал соизмеримость саженей по правилу групп и по тому качеству (значимости церкви, например), которое требовалось объекту по назначению. Он даже не представлял, по-видимому, что у объекта что-то можно считать, поскольку оперировал не соизмеримыми сантиметрами, а несоизмеримыми саженями, и знал, что только при следовании методике — канону можно получить красивое сопряжение пропорций, гармонию, объект.

Пропорции не вычислялись потому, что они изначально заложены в длины саженей, и набор из нескольких саженей, выбранных по канону, всегда составляет пропорцию, ... кратную золотому числу (Фи).

К тому же, похоже на то, что сажень не являлась директивно неизменным инструментом, и мастер в зависимости от своего замысла и статуса сооружения имел возможность некоторого изменения длины сажени так, чтобы гармония пропорциональности членения объекта на части переходила из явной в неявную, скрытую, и скрытая гармония непосвященными не просматривалась. Надо полагать, что мастера если и не знали, то чувствовали такую эстетику пропорций, которую Гераклит уместил в одно предложение: «... скрытая пропорция сильнее явной», а Платон охарактеризовал как: «... подобное в тысячу раз прекраснее неподобного... . Отношение части к целому и целого к части могут возникать только тогда, когда вещи не тождественны и не вполне отличимы друг от друга».

Сажень для зодчего не становилась уставом. Не оставалась декретно неизменным инструментом. Он, вероятно, имел возможность, даже без понимания обусловливающей ее причины, изменять в пределах 1% ее длину, что, как уже говорилось, не влияет на пропорционирование, но «размывает» его границы, которые к тому же намеренно выполнялись более «расплывчатыми» ...

Сажень как скрытый процесс с удвоением длины изменяет свою динамику. Пропорции, отображаемые ею, становятся как бы подвижными. Динамика подвижных пропорций повергает истинного Мастера, мастера с большой буквы, на создание гармоничного объекта в сотворчестве с Богом. И чем большей духовностью обладает Мастер, чем тоньше его чувство возвышенного и возвышающего, тем более впечатляющим будет продукт этого сотворчества.

Здесь следует отметить, что важность (или значимость) объектов в древности подчеркивали двойным, тройным и даже большим совмещением соизмеримых инструментов, используемых для замера одного и того же параметра (то есть высоты, длины или ширины объекта)».

Обратимся также к статье «Золото небесного счета». В статье А. Ф. Черняев отвечает на вопросы журналиста С. Каленикина. Я позволила себе исправить неточную формулировку журналиста, выделив курсивом этот фрагмент.

— ...Проясним: что прежде всего учитывалось при строительстве? Использовались ли древними мастерами при сооружении объектов какие-то особые принципы?

— Разумеется, И их было немало. Так, если мы сейчас все что угодно возводим от земли, то в прошлом, наоборот, любое сооружение строилось с высоты. От Бога! То есть прежде всего зодчий выяснял высоту, которая определялась от верха креста. А только потом задавались ширина и длина. Причем сакральный объект по высоте имел два размера: один — мирской, а другой — скрытый, сакральный.

— То есть одна и та же высота замерялась дважды разными саженями?

— Да, но при мирском варианте (для мирян) учитывалось четное количество каких-то саженей. ... А сакральная высота подразумевала стремление к Богу. И такая высота должна была иметь нечетное количество саженей, но при этом их кратность равнялась семи! Особенно важным для мастеров было отображение потаенной пропорции в композиции духовных сооружений. Скажем, церковь является храмом Божьим — храмом Христа, объектом святости для верующих и даже неверующих. Святость — мерило Церкви. А мерило всегда выражается числом. Числом, за которым может скрываться качество, в том числе и значимость возводимого объекта.

Семь — число Христа, священное, сакральное число. И качественная композиция сооружаемой церкви как храма Христа, как сооружения духовного в своей потаенной пропорции включала элементы сакральности, содержащие совмещенное количество сдвоенных мер: мирские, открытые для всех, и потаенные, кратные семи. Однако не посвященные в суть таинства христианства не замечали ни сдвоенности, ни кратности, как не замечали, что церковь имела не менее семи саженей различной длины.

Эти правила были настолько законспирированы и с такой осторожностью соблюдались, что и сегодня, любуясь, например, Великой Печерской церковью в Киеве, церковью Вознесения в Коломенском или той же церковью Параскевы Пятницы в Новгороде, даже крупные нынешние архитекторы не догадываются ни о двойной мерной структуре этих шедевров, ни и о саженной сакральности.

— Можете ли вы для ясности дать какие-то пояснения? В цифрах

— При рассмотрении плана церкви Параскевы Пятницы выясняется, что ее длина равна 21,1 метра, или 12 саженей народных (по 1,76 м), а ширина — 18,1 метра, или 12 саженей простых (по 1,508 м). Эта информация указана в любом справочнике по древнерусской архитектуре. Но вот оказывается, что в длину укладывается также 14 саженей простых (семь сдвоенных саженей по 1,508 х 2), а в ширину семь саженей больших 2,587 х 7 . Как видите, и здесь сакральность. И снова «Всемер». Вот и получается, что планы церквей с самого начала в потаенной форме содержали определенную мистерию сакральных чисел.

И не только церковь Параскевы Пятницы, но также, скажем, Великая Печерская церковь в Киеве, церковь Вознесения в Коломенском, церковь Спаса-на-Нередице в Новгороде возведены с учетом саженной системы «Всемера» А. А Пилецкого. Стало быть, она была широко распространена по всей Руси...»

Итак, примером задан алгоритм:

2110 см =12 х 176,00 см = 14 х 150,87 см или 2 (6 х 176,00 см) = 2 (7 х 150,87 см) - это длина в примере.

Для ширины в примере: 1810 см = 12 х 150,87 см = 7 х 258,67 см= 14 (258,67 см / 2),

то есть 2 (6 х 150,87 см) = 2 (7 х 129,34 см), где 129,34 см - полусажень большая.

Возьмем для полноты картины еще 2 сажени:

казенную сажень 217,52 см: 6 х 217,52 см = 7 х 186,47 см;

и меньшую сажень 134,42 см:

6 х 134,42 см = 7 х 115,21 см, где 115,21 см - полусажень греческая.

Этот алгоритм можно назвать «переходом 6 элементов в 7». Покажем в таблице 8 элементы этого перехода.

Для элементов 3 и 2 групп этот алгоритм выражен соотношением:

6 х А k i = 7 х А ( k -1)(i+1) , где k = 3, 2 и i - любое натуральное число.

6 х А 1 i = 7 х А 3(i-10) , где i - любое натуральное число.

Таблица 8

Кроме семичастного «перехода 6 элементов в 7» в Золотой системе саженей проявляется еще один семичастный переход - «переход 8 элементов в 7».

Возьмем снова несколько саженей:

казенную сажень 217,52 см: 8 х 217,52 см = 1 740,16 см = 7 х 248,90 см;

народную сажень 176,00 см: 8 х 176,00 см = 1 408,00 см = 7 х 201,39 см;

малую сажень 142,41 см: 8 х 142,41 см = 1 139,28 см = 7 х 162,95 см.

Для элементов 3 и 2 групп этот алгоритм имеем соотношение:

8 х А ki = 7 х А ( k -1)(i+6) , при k = 3, 2 и i - любое натуральное число .

Для элементов 1 группы имеем соотношение:

8 х А 1 i = 7 х А 3(i-5 ) , где i - любое натуральное число.

Таблица 9

В чем сакральный смысл 7? В чем суть семичастности, проявленной в Золотой системе саженей? Через семичастность проявляется Единство трех спиралей, взаимная связь их элементов. Иными словами семичастность соединяет три в Триединство. В этом суть числа 7 - оно проявляет Единство всего сущего.

Теперь о последнем элементе нашей таблицы - 12-ом в первой группе. Существование 11-ого элемента 2 группы 296,00 см программирует, определяет и проявляет по закону семичастности существование взаимосвязанного с ним и взаимодополняющего его элемента - 12-ого в 1 группе.

Один не существует без другого: 6 х 296,00 см = 7 х 253,74 см.

Таблица 10

И вот ответ: зодчие Руси в своем творчестве свободно владели всем бесчисленным, то есть бесконечным, набором Золотых саженей и их элементов, выбирая для своих творений те их них, которым был соразмерен тот, для кого они творили.

Золотая система саженей использовалась не только зодчими, но всеми Мастерами Руси: по ней пахали и строили, ткали, шили и ковали, по ней изготавливался топор лесоруба, соха земледельца и меч воина. По ней шили кафтаны и рубахи, поэтому они никогда не сидели как «кафтан с чужого плеча». Каждый человек был Мастером, проявляющим через плоды своего труда чувство соразмерности, Единства с миром, в котором он жил, привнося в общее согласованное звучание Мира и Вселенной свою взаимодополняющую мелодию.

Осознанный процесс разрушения системы соизмерений, проявлявшей в каждом действии человека и каждом предмете, им сотворенным, его соразмерность , созвучие миру, в котором он воплотился, начался через выдергивание из Золотой системы саженей одного элемента и абсолютизацию его через придание ему только измерительных качеств. Делалось это насильно, через законодательное давление на людей, через уничтожение и запрещение крамольных «других» аршинов, кроме разрешенного, под лживыми лозунгами прогресса, просвещения, развития.

Что значит поговорка «Кафтан с чужого плеча»? Это кафтан для другого человека, не для тебя, потому что он сшит по другому аршину. На введении единого аршина возникла пословица: «На аршине унести (обмерять) грешно, а на ножницах Бог велел (в кройке)». О чем разговор? Теперь покупая материал, человек пользовался чужим, навязанным ему аршином, и материал всегда покупался с излишком , чем пользовались портные.

Жить по чужому аршину - значит потерять свою систему соразмерности Миру, мерить не своей мерой, все время не попадать, перемерять, примеряться и промахиваться...

В понимании наших предков Мера - это соразмерность, а не измерение. Разрушение Золотой системы саженей отняло у человека его соразмерность себе и Миру, заменив насильно соразмерность измерением, сравнением.

Соразмерность - это проявление чувства Единства, чувства Изначального. Измерение - сравнение с неким эталоном, к которому ТЫ НЕ ИМЕЕШЬ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ - кто из нас чувствует свое отношение к метру? Как ты сегодня чувствуешь метр? - даже вопрос странен. Измерение - это умственный процесс, каждое измерение-сравнение, которое человек совершает в своей жизни, увеличивает в нем площадь его ума и ущемляет объем чувствования. Ума палата - палата мер и весов. Разрушение Золотой системы саженей поставило человека в условия, в которых он начал жить по уму, а не по своему изначальному чувству.

На сегодня я прощаюсь с Вами. До новых встреч!




Обращение к древнерусским традициям:

возводим «живой» дом

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как здравствует ваша душа в доисторических сооружениях? А как гармонично сложены эти культовые здания? Они притягиваютнаши взоры, и в них всегда хочется мыслить… Дело в том, что в далеком прошлом древних зодчих волновал вопрос единства мира и души человеческой. Воссоединиться эти две категории могут как на лоне природы, так и в жилище человека. Только создано оно должнобыть согласно особой человеческой мере — саженям. По этому закону и возводили здания, которые до сей поры стоят, нетронутые временем, сохранив при этом свою энергетику. Как построить дом по древнерусским саженям, мы расскажем в нашем материале.

Откуда есть пошла сажень

Задавались ли вы вопросом о том, какие правила определяют целостность нашего мироздания? Если брать более широкие масштабы и взглянуть на расстояние от космоса до микромира, то можно увидеть определенные геометрические закономерности, которые соответствуют правилу золотого сечения. Так, обращение соседних планет вокруг Солнцагармонично «золотому» числу — 1,618.Такое соотношениеможно найти и в структуре растений, птиц, животных, человека. Немало примеров также в искусстве, науке и технике. Все это служит доказательством вездесущности золотой (или божественной) пропорции, которая является высшим проявлением структурного и функционального единства.

Но есть ли взаимосвязь между саженями и золотым сечением? Оказывается, есть. А доказал это видный архитектор А. А. Пилецкий, который объединил 12 древних саженей (см. таблицу 1). Получены они были методом усреднения многих образцов измерительных инструментов. Взаимосвязь саженей заключается в том, что их кратность равна золотому числу (1,618) и его производным. Если мы поделим греческую сажень на малую, то получим: 230,4/142,4≈1,618. Несмотря на каноническое единство этой системы, древние зодчие не занимались математическими расчетами и не вычисляли золотых пропорций. Академик Анатолий Федорович Черняев в своей книге «Золотые сажени Древней Руси» объяснил, что необходимости в этом особой не было: «Имея «Всемер», он (зодчий, - прим. ред.) выбирал соизмеримость саженей по правилу групп и по тому качеству (значимости церкви, например), которое требовалось объекту по назначению. Он даже не представлял, по-видимому, что у объекта что-то можно считать, поскольку оперировал не соизмеримыми сантиметрами, а несоизмеримыми саженями, и знал, что только при следовании методике — канону —можно получить красивое сопряжение пропорций, гармонию, объект».

Кратко охарактеризуем особенности системы саженей, предложенной Черняевым (см. таблицу 2). Во-первых, для измерения отрезков, меньших, чем сажени, последние последовательно делятся на два. Например, половина народной сажени — народная полусажень —88 см, четверть сажени — народный локоть — 44 см, одна восьмая народной сажени или половина локтя — 22 см и так далее (деление, единое для всех саженей). Немаловажный момент: ни одно сооружение в Древней Руси не строилось с применением только одного вида саженей. При измерениях длины объектов использовалась одна сажень, ширины — другая, высоты — третья. Внутренняя разбивка проводилась четвертой саженью и т.п. Эта система и легла в основу современного строительства домов по саженям.

«Неживой» эталон

Использование же стандартной величины измерения — метра — не может справиться с теми задачами, которые так легко решают сажени. Об этом, в частности, говорил Анатолий Федорович Черняев: «Наши математики исходят из того, что длина, ширина и высота являются одинаковыми. А система саженей создавалась для соизмерений. То есть у древних зодчих метр в длину не равнялся метру в высоту и метру в ширину. Если мы будем придерживаться этого правила — сохраним это неравенство, то получим пропорции сооружения, которые будут соразмерны пропорциям Земли. Скажем, возведенный храм становится гармоничен с Планетой. А если использовать обычный метр, то наше сооружение будет с нею негармонично».

По словам г-на Черняева, в старых помещениях отсутствовала строгая параллельность. Всюду были живительные углы наклона. Весь настрой исходил от стен, которые возводили по тройным саженям. В таком помещении не было негативно-скрытой — стоячей волны, которая забирала из человека энергию. Появиться эта волна может только в параллельных и симметричных помещениях. В сооружениях, возводимых по древнерусским саженям, таких четких границ нет. Поэтому сама конструкция помещения настраивала человека на благоприятный резонанс.

О минусах современного жилья рассказала профессиональный архитектор Марина Макарова:

— Судите сами: габарит персонального пространства для нормального человека — удвоенные размах рук (2х1,76=3,52), высота поднятой руки (2x2,176=4,352), удвоенная пара шагов (2х1,345=2,69). Персональное пространство не должно быть заполнено ничем и никем, кроме самого «хозяина». Большинство жилых «ячеек» этому условию не удовлетворяет.

Но куда важнее тот фактор, что здания, построенные без учета гармонии, концентрируют энергию, неблагоприятную для человека. Механизм действия примерно таков: раздраженный или расстроенный человек приходит в свою «ячейку» и «сбрасывает» негативные эмоции на домочадцев. Конструкции здания, возведенные без учета гармонического построения, откликаются на этот тип эмоций.

— При совпадении частоты колебаний может произойти наращивание колебания, которое распространяется по всем конструкциям и вот уже у соседей слышна легкая перепалка, подпитывающая негативный фон всего здания. В гармоничном доме распространение получают только положительные эмоции, так как саженый размер совпадает именно с той частотой волн, которая приятна нашему уху, а значит, и распространяться будут благоприятные нам колебания. Все прочее просто затухнет. Видимо, в этом причина эффекта «благости» и успокоения, которое мы испытываем, попадая в старые сооружения — жилые и специальные, — заключила Марина Макарова.

Изменяя облик пространства

Создание гармоничной среды для проживания невозможно без пропорционирования частей сооружений, которые соответствуют пропорциям природы и человека. Если было принято решение строить дом самостоятельно, то при всех имеющихся знаниях о системе саженей зодчим вы все равно стать не сможете. Так как архитектурных знаний никто не отменял, отмечает Марина Макарова. При строительстве традиционного дома процесс предельно прост. Поскольку схема построения плана отшлифована многими поколениями и предусматривает решение многих жизненно важных вопросов — от сохранения тепла до организации потоков жизненных энергий. Но если задуман индивидуальный дом, то будущему хозяину придется решить множество больших и малых задач.

Доверить строительство индивидуального дома можно мастеру. Однако не исключен тот вариант, в котором вы сами можете выступить автором и строителем вашего сооружения. Первое, с чего следует начать, — разобраться с географическим положением здания. Светлана Рябцева, инженер-проектировщик, ученица А.Ф.Черняева, поделилась своим видением:

— Умеющий рассуждать человек способен создать дом — уникальное дизайнерское творение, отражающее гармонию Вселенной в уюте человеческого жилища. Дому, как и человеку на отдыхе, удобно расположиться не на вершине горы, а на пригорке, лучше в ложбинке, чтобы ветер не дул в дверь, чтобы места пребывания освещались солнцем, особенно когда это необходимо для работы. Окна спальни, где свет не так важен, удобно расположить выходом на север.

— После того как было выбрано месторасположение будущего сооружения, хозяин и хозяйка составляют эскиз проекта своего дома и выбирают основные три сажени, по которым в дальнейшем определят ширину, длину и высоту строения. При построении здания лучше всего использовать четное количество саженей без добавления полусаженей и др. Определить личные размеры хозяина довольно просто. Например, рост хозяина равен 181 см. Используем народную сажень (176 см) — это сажень среднего роста человека. Делим величину роста, то есть 181 на 176, и получаем 1,028. Последовательно перемножая саженый ряд (16 саженей по А.Ф. Черняеву) на 1,028, получаем личные сажени для хозяина ростом 181. А из этих 16 и выбираем 3 сажени для возведения объема здания (длины, ширины, высоты).

Выбор саженей может проходить по различным вариантам. Но основным критерием при определении нужных размеров выступают чувства, которые возникают у человека. Если хозяину нравится то, что он делает, — значит, это правильно. Если было принято решение доверить работу мастеру, то хозяин и хозяйка рисуют проект дома или находят понравившийся проект дома в интернете. Все остальные заботы ложатся на плечи мастера, который и приводит данный проект в саженый вид с учетом требований и желаний хозяев.

Гармония в черте города

Вернемся в шумный мегаполис. Сегодня мы наблюдаем, как градостроительное настоящее не стоит на месте: города растут не столько вширь, а ввысь. Только компактныестеклянные башни никак не соотносятся с древними постройками, в которых особое место занимает коэффициент гармонии. Архитекторы того времени могли помнить о саженях и «золотых пропорциях», выражая результат в метрах. Если постройки XIX — начала XX века еще хранят следы гуманного проектирования и строительства, то постройки второй половины XX века такими качествами не обладают, констатирует Марина Макарова.

Но гармонизировать типовую квартиру все-таки можно. Рассказала об этом Светлана Рябцева:

— Для этого надо рассчитать правильные варианты сочетания длины, ширины и высоты в разных саженях. Высота корректируется с помощью подвесных потолков, а длину и ширину можно изменить, сделав встроенную мебель нужной величины. Положительно влияют на энергетику человека и ассиметричные узоры на стенах, выполненные по саженям.

Проведем эксперимент. Условно обозначим параметры выбранной нами комнаты: высота — 2,5 м, ширина — 2 м, длина — 4 м. Соотнесем эти значения с таблицей А. Ф. Черняева и рассчитаем размеры комнаты по частям саженей. Если высота комнаты составляет 2,5 м, то можно выбрать гармоничную высоту 2,44 — 4 локтя великой сажени. Для ширины, равной 2 м, выберем 1,97 — 4 локтя царской сажени, для длины 4 м — 3,194 — 4 кладочных локтя. Проверим соотношение: 2,44/1,97=1,238 — 1,236 двойное золото (функция от 1,618), 3,194/1,97=1,621 — 1,618 (коэффициент золотого сечения с допустимой погрешностью 3%). Заказываем встроенный шкаф глубиной 80 см или 2 по 40 см с двух сторон, и комната по саженям готова.

— Человеку будет комфортнее в квартире, обустроенной по саженям, хотя она все равно не заменит своего отдельного полноценного гармоничного дома, — продолжает рассуждать Светлана Рябцева. — Само же жилое типовое здание можно сравнить с расстроенным оркестром или музыкальным инструментом — если одна часть (квартира) звучит в резонанс планете, то услышат ли ее в общей сумятице звуков этого здания?

Возможно, что ответы на этот вопрос могут быть разными. Разным может быть и отношение к жизни. Так как стремление сделать свое пребывание на этой земле соотносится с индивидуальным выбором каждого.

Таблица 1.Набор из 12 древних саженей по А. А. Пилецкому (в см)

сажень городовая

сажень без названия

сажень великая

греческая

казенная

церковная

народная

кладочная

без названия

Таблица 2. Набор саженей по А. Ф. Черняеву (в см)

Название сажени

полсажени

Кладочная

Египетская

Черняева

Народная

Церковная

В Древней Руси он назывался – . В то же время, «сажень» - это древнерусская мера длины, равная 2,1336 м. На фото, правда, явно не 2м. Но суть та же.. И одна нога явно короче другой. Так, видимо, удобнее шагать. Работает он "перешагивая". С одной точки опоры переносим вес на другую, рукой поворачивая верхушку. - Так же как чертежный инструмент - циркуль-измеритель. Во многих фильмах, особенно на морскую тематику, капитан или штурман шагает с таким циркулем по карте. Точно так же и сажень - по земле.

Илл.1. Сажень старинный

Сделайте сажень на участке своими руками, и он станет постоянным Вашим спутником – для разметки грядок, ограждений и прочее. Сделайте один раз - ведь совсем просто, и будет на 10-летия.. Во многих случаях он гораздо удобней рулетки.

Пошаговая инструкция

  • Сделайте так, чтобы расстояние между его ногами было привычным - равным 1м (шаг циркуля). Так и будем называть его: «метровый циркуль », или "циркуль-шагомер ".
  • Пятки ног лучше заточить на конус – для большей точности измерений.
  • На Илл.2 приведен оригинальный - только под обсуждаемый вопрос сделанный, чертеж со всеми размерами, необходимыми для изготовления .
  • Ноги - из бруса сечением 30х40; поперечная планка - 20х40. Если брать другие сечения, то ширина значения не имеет, а при изменении толщины - надо всего лишь, изменить глубину зарезки в вернем соединении. Ноги - по низу, находятся на одном уровне. - Будет нормально. Если делать с разными длинами ног, то изготовление усложнялось бы.
  • Соединение ног должно быть сделано с зарезкой (в замок), чтобы они получились в одной плоскости. Поперечная планка также показана в замок, но ее можно и внахлест - без выборки паза.

Илл.2. "Метровый циркуль-шагомер-длинномер". Конструкция к изготовлению

  • Если одну из ног изготовить с длиной большей, чем другая - на ширину ладони, и выпустить эту разницу сверху, чтобы "торчала", то будет удобней вращать циркуль.
  • Скрепление планок - посредством гвоздей.
  • Но если соединить на болтах, а в поперечной планке просверлить несколько сквозных отверстий под болты, то получится циркуль с регулируемым шагом ! Мало ли, возникнет потребность измерить расстояние в саженях или дюймах.. :)
  • Ноги - как в настоящем регулируемом циркуле, будут вращаться на верхнем болте - как на оси, и сдвигаться до требуемого положения, определяемого расстоянием между болтами на перекладине. Надо только подобрать положение этих дополнительных отверстий, и в случае изменения шага переставлять болт на одной из ног (или на двух - как хотите) в нужное отверстие в перекладине.
  • Чтобы найти положение дополнительных отверстий, просверлите нижние отверстия в ногах, но не ставьте сразу поперечину.
  • После соединения ног вверху пораздвигайте их на разные расстояния с замерами каждый раз расстояния между между заостренными концами. Когда находите нужное, прикладываете перекладину и отмечаете на ней положение отверстия, вставляя карандаш через отверстие в ноге.
  • Возле каждого отверстия напишите значение шага, которое оно дает.
  • Если изготавливать с регулировкой шага, то в верхнем соединении надо обеспечить зазор на стыке, чтобы планки не мешали друг другу вращаться.
  • Для этого длину выборки под замок [размер "40" Илл.2.Разрез В-В] - в каждой планке, сделать больше ширины ноги - в зависимости от величины максимального изменения значения шага. - Можно подрезать на косую. Это на основном изображении - вершина циркуля, где одна планка - на другой.
  • Если ноги не подлежат смещению (в случае, если регулировки не будет), то паз-выборка в одной планке (допустим, задней) повторяет конфигурацию передней - той части, которая заходит на заднюю. Теперь представьте, что планки поворачиваются на оси и сближаются друг с другом. Тогда при описанном варианте выборки бортик задней планки не пустит переднюю. Представьте, что все же ноги сблизились - до требуемого положения. Вот это положение и будет определять форму выборки.
  • Перекладину же проще тогда ставить вовсе без замка. Болтовые соединения и так обеспечат хорошее крепление.

В итоге у нас вышел ведь не только "длинномер-шагомер", но и собственно циркуль - с соответствующими возможностями . Но циркуль можно использовать еще и как точный шаблон-угломер - для построения определенных углов.. - Однако об этом - в другом вопросе.

ЗНАТЬ СВОЮ МЕРУ. Северная традиция домостроения

Интервью с мастером деревянного зодчества Игорем Тюленёвым, создающего дома по принципам старых устоев домостроения и саженевого пропорционирования. Интервью проведено специально для читателей газеты «Пашковка».

– В моём сердце нашли глубокий отклик устои нашей русской, Северной Традиции, – делится Игорь Тюленёв. – Постепенно учился воспринимать и понимать и передавать традиции домостроя. И продолжаю учиться. На Руси повсеместно ставили осмерик либо шестерик (дом с восемью либо шестью (как сота в пчелином улье) углами). И это напрямую связано с гармонией восходящих и нисходящих потоков силы: Живы Земной и Яри Небесной (как сейчас модно называть эти потоки – Инь и Янь, а Предки называли – природа Отца и Матери, мужская и женская энергия) с течением их по спирали. Терема и избы преимущественно были круглыми по форме. Всё в домострое имеет определённую важность, и форма тут не исключение.

К примеру, попробуйте, не меняя формы сосуда либо продукта, наполнить спелыми яблоками бутыль из-под минеральной воды. Ничего не выйдет, либо придётся разбить бутыль, либо мелко нарезать яблоки. Для хранения яблок лучше подойдёт корзина, в ней они будут легко дышать, и, соответственно, хорошо храниться, но хранить в плетёной корзине свежий мёд, или зрелый квас, никому не придёт в голову. То есть всему необходимо подобающее вместилище.

Жизнь – это Сила, а форма активизируется той Силой, а дом – наполнение. К примеру, «бензиновый» автомобиль не будет двигаться на дизельном топливе. Таким образом, форма может быть способна или не способна вместить и воспринять ту либо иную энергию, силу. Известное всем выражение: «дом – полная чаша», воспринимается сейчас как дом полный всевозможного «добра» – вещей, мебели, но изначально такой смысл в данное выражение-пожелание, никто не вкладывал. «Дом – полная чаша» – это дом до краёв заполненный гармонично переплетаемыми потоками Земной и Небесной силы, которым для этого нужна определённая форма, здесь и место постановки дома также имеет решающее значение.

Повторюсь, постепенно жилища и другие строения приобрели форму геометрически более «простую», стали квадратными и прямоугольными. В месте пересечения стен образуется прямой угол, силе же свойственно стекать Небесной, и подниматься Земной, Сила, словно вода в реке, под прямым углом не течёт, и поэтому в углах кирпичных, каменных и панельных сегодняшних домов, постоянно скапливается «негатив», там нарушен ток Силы, без движения она «затухает», река превращается в болото. В углу образуется постоянная минусовая точка. Впоследствии для избегания данного процесса в деревянных, уже квадратных домах, стали тесать стены, придавая, таким образом, закругление углам, и давая возможность потокам Силы течь.

– Почему отдавалось предпочтение дереву как строительному материалу?

– Ствол дерева по сути является – свитой (виток, спираль, а Вита – Жизнь) структурой трубчатых систем, так как весь ствол от комля до вершины пронизан животоками – каналами, по которым, пока дерево растёт, течёт сок – от корней вверх по стволу, а овеществлённый солнечный свет от листьев кроны – также по животокам, растекается по всему древу. В зависимости от предназначения дерева: принимать либо отдавать силу, его ствол в процессе роста приобретал левостороннюю либо правостороннюю закрутку, так называемая свиля, и из-за этого срубленное бревно становилось «правым» или «левым».

Избы раньше рубили, сочетая данные брёвна пропорционально, либо осознанно придавая строению те или иные качества, укладывая в сруб преимущественно правосторонне закрученные, либо левосторонне закрученные брёвна. Благодаря способу повенцовой укладки бревна в срубе (комель – вершина) достигался непрерывный ток Живы и Яри по спирали. В чашках (местах перерубов) полюса энергии меняются, осуществляется фазовый переход на 90 градусов – плюса на минус, Сила Отца «становится», наполняется Силой Матери, и наоборот. Но это происходит только в том случае, если не повреждена сердцевина, ядро дерева. Поэтому раньше дома и рубили в охряп – в нижнюю чашу. Сегодня специалисты критикуют такой способ рубки, мол, в нижней чаше скапливается влага, и дерево в срубе больше подвержено гниению, и предлагают срубы, рубленные в крюк – в верхнюю чашу. При этом избегают делать замки – курдюки, не понимая того, что нарушенная в срубе сердцевина дерева в данном случае это медвежья услуга жильцам таких домов.

Крыша замыкает весь контур дома. И тут уже имеет значение угол кровли, вернее углы, так как вариантов их в каноне домостроения множество. С одним углом кровли ставили дом, с другим – овин… Сейчас над этим мало кто задумывается подходя к данному вопросу из понятий эстетики, либо возможности материала, не более того. Дом же призван вместить в себя Жизнь с определёнными качествами. Таким образом, надо учитывать место постановки (слышали же выражение «дом необходимо ставить на камень», это потому что по-другому пересекается ток силы). Не стройте дома на песке, не только потому, что он может разрушиться, а и потому, что песок не является проводником, не будет в таком доме силы.

Также надо учитывать форму дома, и угол кровли, а также материал, из которого построен дом, и тогда дому можно придать любые свойства – Дом Целительный, Дом Ритуальный, Дом Жилой. Все сооружения и дома должны иметь стопроцентное соответствие Формы и Содержания.

Кстати, печь в доме, как его двигатель, должна обязательно опираться на несущие балки пола, а не на самостоятельный фундамент – как зачастую принято сейчас. В зависимости от того, как стоит печь в доме по отношению ко входу, справа, или слева от него, печь может быть Пряхой, и Непряхой соответственно. Вот и в доме у вас, либо «прёт» всё, ладится, либо не очень… Про магию русской печи можно и нужно говорить отдельно, её возможность Родить хлеба, согревать дом и хранить Огонь домашнего очага, сама по себе бесценна.

– Как в старину строили дома?

– Дома в былые времена ставили всей Роднёй, а зачастую всем миром, термин такой был – помочью, все собирались и строили сообща. Печи же были глинобитные, и на «битьё» печи приглашались только непорочные девушки и парни, какую силищу они в печь закладывали! «В родном доме и стены помогают» – так говорят. Раз уж заговорили о доме как понятии, о сути так сказать его предназначения, могу сказать проще: Дом – это место Силы, которое ты создаёшь искусственно. Дом – это инструмент эволюции, данный Родом. Твой дом, универсальный инструмент, с помощью которого ты можешь всё! Это сейчас дом построили, а взаимодействовать с ним не умеем. Я имею в виду с самим домом, с его пространством.

Конечно для того, чтобы дом по настоящему стал твоим, ты должен его построить сам, или, по крайней мере, принять максимальное участие в его строительстве. Структурировать его под себя надо, в процессе рождения дома полить его, где своим потом солёным, а, может, где и малой кровью коли пораниться случится, тем ценнее он для тебя станет, чем больше своей силы ты в него вложишь, в свой дом. Раньше в одной избе жили минимум три поколения сродственников Отец, Мать, Дед с Бабкой да детки. Знания передавались естественным образом. Была преемственность передачи знаний, от деда и отца ко внуку и сыну.

– Слышал, раньше существовало понятие «Строительной жертвы»?

– Да, это так. Перед тем как срубить дерево приносились дары каждому древу и у каждого дерева непосредственно просили разрешение на рубку. Обещая ему продолжение существования в новой форме, в форме Жилища. И если такое разрешение дерево давало, то оно испытывало при этом состояние высшей радости. В результате действия такой высшей эмоции менялась вся молекулярная структура древесины, и теперь она была дружественна к человеку. В новом воплощении – новая мера, это выражение равно ко всем. Срубленное в таком состоянии дерево запечатлеет его навсегда в своём теле, и построенный дом из такого бревна будет этим состоянием радости постоянно делиться с жильцами. А также будет их оберегать от всех напастей.

Сейчас такого практически почти никто не делает. Но что хочу сказать: отношение самого человека к дому, к Жизни может изменить всё вплоть до атомарного уровня. Очень важно, что у тебя внутри, с каким настроением ты живёшь и действуешь. Даже дом, построенный из железнодорожных шпал, пропитанных креозотом, может стать местом истока положительной силы, если в нём живёт светлый человек, полный Радости Жизни…

Дом, Родовое Поместье как артефакт.

Поместье представляет собой не только живую изгородь, сад, огород, лес, поляну, пруд, но и разнообразные постройки – дом, кладовка, сарай, баня, беседка.

Природа и сам человек должны быть образцом и мерой для сооружений, созданных в поместье. Тогда все постройки будут гармоничны и красивы, жизнь будет протекать в них максимально благоприятно для психики и здоровья, и станет возможным раскрытие и реализация многих, заложенных в человеке, способностей.

На сегодняшний день в архитектуре существуют:

1. Поместья и дома, построенные по живым размерам.

Этим домам присуще свойства всех живых существ – они создавались с учетом коэффициента золотого сечения и так называемых вурфных коэффициентов. Вурф – это трехчленное деление человеческого тела (о нем подробнее будет рассказано ниже). Сюда относятся дома, созданные с применением древнерусской системы саженей. Именно так строятся дома для комфортной и приятной жизни.

Основные сажени в метрах:

Городовая 2,848
Большая 2,584
Великая 2,440
Греческая 2,304
Казенная 2,176
Фараона 2,091
Пилецкого 2,055
Царская 1,974
Церковная 1,864
Народная 1,760
Черняева 1,691
Египетская 1,663
Кладочная 1,597
Простая 1,508
Малая 1,424
Меньшая 1,345

Все 16 фиксированных саженей, по которым предлагается проектировать сооружения, вычислены исходя из размеров исторических зданий – памятников культуры. Сажени возрастают в соответствии с коэффициентом гармонии музыкального ряда — 1, 059.
Хочется подчеркнуть, что сажени – это инструмент создания объема, а не только единица измерения длины. Из любого размера можно сделать сажень.

Гармоничные размеры придают зданиям и сооружениям следующие свойства:

1. Красоту;
2. Долговечность;
3. Прочность;
4. Отличная акустика;
5. Оздоровительный эффект для людей;
6. Гармонизация пространства.

До введения проектирования по метрам, не только дома, но и парки, города создавались по саженям, об этом нам напоминает название одной из саженей – городовая.

Земля в поместье изменялась десятинами – 1 десятина – 109 соток. В одной десятине 2400 квадратных саженей. 4,548 кв. м – квадратная сажень.

2,848х1,597=4,548 кв. м;
2,548х1,76=4,548 кв. м;
2,44х1,864=4,548 кв. м;
2,304х1,974=4,548 кв. м;
2,176х2,090=4,548 кв. м;
1,508х2х1,508=4,548 кв. м;

При создании дома по саженям, учитывается то, что в природе не бывает одинаковых фигур – разнообразие радует глаз, умиротворяет психику.

Отмечены также удивительные урожаи на грядах, размеченных по саженям.

Отдельно в поместье стоит тема создания «живого пруда», т.е. такого водоема, где вода максимально самоочищается (не зарастает), все благоприятно для жизни рыб, раков и, по желанию хозяев, для купания. Конечно, для строительства пруда важно в первую очередь наличие источника воды (показателями источника являются зеленая трава, ива, ольха), ложа из глины, расположение берегов по геодезическим линиям. И лишь затем производится разметка пруда по саженям.

Глубина дна должна быть разной, причем желательно, чтобы водоем был на севере глубже, на юге – мельче. Для удобства возможно сооружение 1 или 2 террас вглубь пруда шириной около 0,5 м для посадки водных растений, например кувшинок, камыша. Желательно берега пруда вытянуть по направлению ветра. Важно сочетание естественных форм и геодезических линий. Так, пруд в форме креветки или змейки не будет самоочищаться, если построен на равнине. Но эта форма отлично подходит для водоема у подножия горы или в овраге.

Дорожки в поместье не должны быть прямыми. Энергия идет извилисто. Яркий пример представляют собой улицы старой Москвы. Стоя в начале такой улицы, не увидите ее конца – настолько она кривая. Необходимо следовать природе, а в ней нет прямых линий, особенно – параллельных. Аналогично и с грядами. Лучше, когда длинные гряды расположены в форме меандра или змейки.

2. Мертвые поместья и дома.

Эти сооружения замедляют природные процессы, следовательно, применяются для сохранения неживых продуктов и тел, как холодильники, лабазы, склепы. В основе таких домов лежат правильные геометрические фигуры, не встречающиеся в природе – квадрат, круг, равнобедренный и равносторонний треугольник. Исключение здесь представляет шестиугольник — пчелиные соты, правильная геометрическая фигура, но живая.

Земля измеряется квадратами — квадратный метр, квадратная сотка, квадратный гектар.

Пруды создаются в форме правильных геометрических фигур, независимо от геодезических линий, сторон света и направления ветра.

Дорожки прямые, повороты по четким углам.

3. Остальные сооружения .

Не «живые» и «мертвые» поместья и дома. Такие сооружения создаются дилетантами или предназначены для каких-то неизведанных, космических целей. К ним относятся новострой, городские квартиры. Тема не изучена, можно написать диссертацию….

Используемая литература:


2. Семинар 6-10 июля Зеппа Хольцера в Краметерхофе.
3. Сайт sazheni.ru
4. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html

Обоснование применения саженей

Бог устроил Мир, и в Гармонии Мира отдалено отражается совершенство Бога. Бог дал людям разум и чувства, способные воспринимать Гармонию Мира. Более того, Гармония заложена в самом Человеке. И Человек может не только воспринимать, но и воспроизводить Гармонию Мира в своих произведениях.

Гармония поддается измерению. Одним из мерил Гармонии является человеческая мера – сажень. Создавая что-либо по саженям, Человек придает Красоту и Гармоничность своим произведениям. Насколько Человеку органично жить в природе, созданной Богом, настолько Человеку естественно жить и пользоваться творениями, отражающими эту Гармонию.

Человеку естественно жить в созданной им самим гармоничной среде. Эта так называемая «культурная» среда. Она является вторичной, искусственно созданной Человеком средой обитания. Тем не менее, эта вторичная природа также должна отвечать законам Гармонии, быть благоприятной для человека. Такое соответствие и может обеспечить сажень.

Уникальность системы древнерусских саженей, в том, что «принципиально отсутствует единая для саженей стандартная измерительная единица, а сама система измерения не является евклидовой.

На протяжении многих веков отсутствие единого стандарта не мешало, а более того – способствовало возведению великолепных, эстетически пропорциональных природе сооружений еще и потому, что в древнерусской архитектуре все членения были трехчастными», отмечает в книге «Золотые сажени Древней Руси» А. Ф. Черняев.

Например, пальцы рук, ног, руки (плечо-предплечье-кисть), ноги (бедро, голень, стопа) и т.д.- имеют трехчленное строение. Причем двухчленной конечности в природе не существовало.

Отношение 3-х длин составляют пропорцию, называемую вурфной. Значения вурфа по телу человека варьируется, в среднем составляя 1,31.

Причем коэффициент золотого сечения в квадрате, деленный на два равен вурфу. (1,618х1,618):2=1,31.

В настоящее время большинство архитекторов в России незаслуженно забыли методику проектирования по саженям и используют метрическую систему.

Рассмотрим историю возникновения метра. Метр был впервые введён во Франции в XVIII веке и имел первоначально два конкурирующих определения:

Как длина маятника с полупериодом качания на широте 45°, равным 1 c (в современных единицах эта длина равна м).

Как одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана (то есть одна десятимиллионная часть расстояния от северного полюса до экватора по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа).

Современное определение метра в терминах времени и скорости света было введено в 1983 году:

Метр - это длина пути, проходимого светом в вакууме за (1 / 299 792 458) секунды.

Получается, метр искусственно выведенная единица измерения, не связанная напрямую, а, соответственно, не отражающая Гармонию Мира и Человека. Метр – эталон, образующий линию. Сажени же являются естественной для Человека мерой. Они образуют трехчастную (3 — сакральное число) систему, по которой гармонично формируется площадь и объём.

Петр Первый, как пишет Д.С. Мережковский в своей работе «Антихрист», отменил естественные меры: сажень, палец, локоть, вершок, присутствовавшие в одежде, утвари и архитектуре, сделав их на западный манер фиксированными. Не просто так метр вводился во Франции и в России во время революций. Разрушители знали, зачем надо забыть мудрость и традиции предков, уничтожить корни…

Древние люди чувствовали Гармонию интуитивно, не думая о мерках. Но связь с Богом слабела, поэтому и возникли жестко фиксированные размеры саженей, появились правила построения различных сооружений по саженям.

Наши предки бережно хранили и передавали вековую мудрость и красоту, воплощая их в храмах Древней Руси. Жизнь в поместьях и домах, построенных по саженям, позволяла не утратить ощущения Гармонии Мира, напоминала Человеку о Боге.

Теперь мы посещаем чудом сохранившиеся после коллективизации и урбанизации поместья. Например, в Москве около Красной Площади родовое поместье Романовых, где сейчас остался только дом-музей, «Дом бояр Романовых». Сохранились дом-музей и часть поместья художника Васнецова в бывшем Троицком переулке около метро Сухаревское.

На Новом Арбате за высотками прячется кусочек усадьбы и родовой дом Лермонтовых. Каждый знает Болдино – родовое поместье великого русского поэта Пушкина. Очаровательным уголком является поместье художника Поленова в Тарусе, музеем в котором заведуют его потомки.

Родовое поместье «отца русской авиации», мемориальный Дом-музей и усадьба Жуковского находятся в сельце Орехово, что в 30 км от Владимира, на трассе Владимир — Александров. И таких примеров множество.

Возрождение древних традиций создания усадеб и поместий, несомненно, послужит социально-экономическому подъему и оздоровлению жизни в стране, развитию духовных, творческих сил и способностей новых помещиков.

Используемая литература:

  1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».
  2. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html
  3. Википедия.

Многообразие саженей

Рассмотрим различные варианты применения саженей при проектировании жилого дома. Общее для всех способов: при построении дома по саженям внешние габариты дома должны иметь разные размеры по 3-м осям координат, причем откладывается только четное количество саженей. Аналогично планируется пространство внутри дома, только берется четное количество полусаженей, локтей, пядей, пястей или вершков.

Такие детали, как округлые сверху окна и двери, высокая крыша, разные террасы и крылечки, ассиметричные элементы и части дома делают его оригинальным и запоминающимся. Отдельная тема – украшение дома резьбой, так называемое «узоречье». Это целый язык различных фигурок, рассказывающий о семье, живущей в доме. Мебель изготавливается в соответствии с размерами дома и хозяев. Дополняет внутреннее пространство дома цвет убранства: шторы, ковры, картины.

Проектирование по 16 фиксированным саженям

По 3-м осям откладывается четное количество саженей, которые должны быть различны и не стоять рядом в списке.

1. Пилецкого 2,055
2. Египетская 1,663
3. Меньшая 1,345
4. Казенная 2,176
5. Народная 1,760
6. Малая 1,424
7. Греческая 2,304
8. Церковная 1,864
9. Простая 1,508
10. Великая 2,440
11. Царская 1,974
12. Кладочная 1,597
13. Большая 2,584
14. Фараона 2,091
15. Черняева 1,691
16. Городовая 2,848

Так, внешние габариты дома могут быть следующими: длина – 6 церковных саженей, высота – 4 царских сажени, ширина – 4 народных саженей. Если дом круглый или многоугольный – то внешний диаметр равен четному числу саженей, например, 4 кладочным саженям.

Сажени по золотым пропорциям хозяина.

Предлагается взять пять последовательных чисел золотого сечения 0,382/0,618/1/1,618/2,618. Данные коэффициенты необходимо умножить на рост хозяина – в результате получается ряд саженей, пропорциональный его росту. Например, при росте 1,764 м, шкала будет следующей: 0,674/1,090/1,764/2,854/4,618 м. Указанный ряд последовательно умножается на 2, 4, 8, 16… – формируется таблица, по которой определяются размеры индивидуальных саженей. Вычисленные данным способом сажени разделяются соответственно на 2, 4, 8 ,16, 32… частей. В результате получаем самостоятельные единицы: полсажени, локти, пяди, пясти, вершки.

Виды «человеческих» саженей.

Самые известные «человеческие» сажени:

— маховая. Это длина вытянутых рук;

— ростовая. Просто рост человека;

— косая. Высота человека с поднятой вверх рукой.

По указанным саженям проектируется дом с учетом размеров хозяина и хозяйки. Внешние габариты дома рассчитываются по размерам хозяина, а внутренние – по размерам хозяйки. Здесь скрыт определенный смысл: подобное соответствие предназначено отражать соотношение ролей мужчины и женщины в семье.

В заключение необходимо отметить, что независимо от единиц длины (расстояние можно измерять в футах, метрах или попугаях) при проектировании по саженям мы создаем «живое», гармоничное Человеку пространство для Любви, творчества и отдыха.

Используемая литература:

1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».

Отзыв хозяйки дома, построенном по системе древнерусских саженей, о своем доме

Мой домик действительно построен по русским саженям. Но только снаружи. Внутри – уж как получилось. Жить в нём комфортно, уезжать из него не хочется – мы воспринимаем его как живое существо, очень приветливое и весёлое.

Причина ли этому сажени, или то, что он построен с Любовью нашим единомышленником, очень чистым и добрым человеком, с большим опытом строительства – трудно сказать.

Чаще всего я слышу про свой домик такие слова: «какой он у тебя ладненький!». Вроде маленький, а вроде – не очень, в меру высок, в меру – широк, крепенький такой – одним словом – ладный. А вот в этом, я думаю, заслуга саженей.

Он приятен глазу своими пропорциями, ну и нарядный, конечно (ведь мы его любим – вот и нарядили). Гости, заходя на минуточку, не уходят часами – так и сидят на ступеньках или террасе. Особенно это заметно по детям, спустит мама малыша на землю, чтобы идти домой, а он опять карабкается по лестнице в дом – и довольный такой.

Спустя полгода после постройки дома побывала на семинаре Черняева в Липецке. Там узнала важную вещь, которую стоит всем учитывать при строительстве дома, даже если строительство не в саженях.

Высота потолка в доме с печным отоплением должна быть как можно больше – перегретый воздух поднимается вверх и висит у потолка. Если потолки 3 метра (Черняев говорит, лучше – 3,20), то всё нормально. Если – ниже, то наша голова всё время находится в зоне дискомфорта.

И правда, в отопительный сезон мой сын не мог спать на верху двухъярусной кровати (высота наших потолков – 2,5 метра) – очень жарко и душно там наверху.

Я – за то, чтобы дома у поселенцев были добротными, красивыми и ладными. Лишние затраты «на красоту» окупаются сторицей – сколько раз попадается мне на глаза мой


Close
Для любых предложений по сайту: vyalkovskoe@cp9.ru