У вас возникла переплата по налогу (взносам), штрафам или пеням? Чтобы распорядиться этой суммой, можно подать в налоговую инспекцию заявление о зачете или заявление о возврате. Мы попросили специалиста ФНС Григоренко Екатерину Сергеевну ответить на вопросы, связанные с заполнением этих бланков, и прояснить некоторые процедурные моменты зачета и возврата переплаты.

- Екатерина Сергеевна, многие читатели интересуются, почему в ИФНС им обещают проведение зачета переплаты не ранее чем через месяц, если НК РФ отводит на рассмотрение заявления 10 дней с даты его подачи?

Видите ли, срок на принятие решения о зачете и срок проведения зачета - это разные понятия. Действительно, по общему правилу решение налогового органа по заявлению о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается в течение 10 рабочих дней. Но этот срок может отсчитываться как со дня получения заявления налогоплательщика, так и со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. То есть срок всего процесса проведения зачета может складываться не только из срока, отведенного на принятие решения налоговым органом.

Что касается сроков проведения сверки, то нужно учитывать следующее. Если расхождений между данными налогоплательщика и данными ИФНС нет, срок проведения, формирования и оформления акта сверки расчетов не должен превышать 10 рабочих дней.

А в случае выявления расхождений этот срок может быть увеличен до 15 рабочих дней. Таким образом, с учетом проведения сверки срок всего процесса проведения зачета как раз и составляет около месяца.

- У организации есть переплата по налогу на прибыль и долги по страховым взносам. Зачесть переплату в счет их погашения организация не может. Будет ли недоимка по взносам помехой для возврата налоговой переплаты?

Действительно, организация не сможет провести такой зачет. А вот вернуть переплату по налогу на прибыль, подав заявление, можно. Факт наличия задолженности по страховым взносам на возврат налога никак не повлияет. В НК РФ установлено только одно ограничение. Вернуть излишне уплаченный налог при наличии недоимки по другим налогам того же вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам можно только после зачет налоговой переплаты в счет погашения недоимки (задолженности).

- По НДС у организации числится недоимка как у налогоплательщика и переплата как у налогового агента (по ошибке перечислено больше, чем удержано). Организация хочет произвести зачет переплаты в счет недоимки. Возможен ли такой зачет?

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Правила зачета сумм излишне уплаченных налогов, установленные в ст. 78 НК РФ, распространяются и на налоговых агентов. Прямого запрета на проведение зачета между суммами НДС, подлежащими уплате налогоплательщиком и налоговым агентом, в законодательстве нет.

Каких-либо разъяснений о возможности такого зачета ФНС не выпускала. Но можно провести аналогию с другим агентским налогом - НДФЛ. Так, ФНС в Письме от 06.02.2017 № ГД-4-8/[email protected] разъясняла, что перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой НДФЛ. И в отношении этой ошибочно перечисленной суммы может быть подано заявление о зачете.

Таким образом, в ситуации, когда налоговый агент по ошибке перечислил НДС в большей сумме, чем удержал, можно сказать, что излишне уплаченная сумма - это собственные средства налогоплательщика. Поэтому полагаю, что проведение такого зачета возможно.

Этот подход поддерживается и судами. Да, НК РФ разграничивает обязанности налогоплательщика по уплате НДС и обязанности налогового агента по удержанию и уплате НДС. Но это не означает невозможности зачета излишне уплаченных сумм НДС для налогоплательщика и для налогового агента.

- А как организации оформить заявление о зачете переплаты по агентскому НДС в счет недоимки, числящейся по НДС как у налогоплательщика? В форме заявления предусмотрено указание КБК излишне уплаченного налога и КБК налога, по которому числится недоимка, но в этом случае КБК будет один и тот же - 182 103 01000 01 1000 110.

Одно и то же юридическое лицо, в зависимости от возлагаемых на него обязанностей, может одновременно являться как налогоплательщиком, так и налоговым агентом. При этом плательщику открываются несколько карточек в информационном ресурсе «Расчеты с бюджетом» (карточек РСБ) с указанием соответствующего значения статуса плательщика и КБК, относящегося к конкретному налогу, сбору.

НДС, уплачиваемый организацией в качестве налогоплательщика, и НДС, перечисляемый налоговым агентом, поступают на один и тот же КБК. И именно его необходимо будет указать в заявлении о зачете. Других особенностей при заполнении заявления на зачет нет.

- То есть, даже если в заявлении о зачете не будет указан статус плательщика НДС, налоговая инспекция поймет, что организация хочет зачесть переплату по агентскому НДС в счет недоимки по «собственному» НДС?

Указание таких сведений, как статус плательщика НДС (налоговый агент или налогоплательщик), в заявлении о зачете не предусмотрено. Следовательно, налоговый орган при принятии решения должен исходить из имеющейся у него информации о переплате по агентскому налогу в счет недоимки по НДС. При этом остальные реквизиты должны быть указаны корректным образом.

- Екатерина Сергеевна, зачет возможен и в противоположной ситуации? Переплату по «собственному» НДС организация может направить в счет будущих платежей по агентскому НДС, уплачиваемому, скажем, в связи с арендой госимущества или в связи с приобретением работ (услуг) у иностранного контрагента?

По поводу возможности такого зачета сложились две противоположные позиции. Первая не допускает проведение зачета. Поскольку НК РФ не предусматривает для налогоплательщика возможность возмещения НДС путем зачета в счет уплаты сумм налога, перечисляемых за другое юридическое лицо в качестве агента. А для агента - возможность исполнения обязанности по перечислению удержанного налога путем зачета.

Но есть и вторая позиция, находившая поддержку в судах. Она основана на том, что НК РФ рассматривает НДС как налог, пополняемый различными способами: уплатой плательщиком и удержанием через налогового агента. При этом отсутствует прямая норма, запрещающая зачет между видами налоговых поступлений. НДС, перечисляемый налогоплательщиком, и НДС налогового агента - один и тот же федеральный налог. Следовательно, отказ инспекции в проведении зачета налога неправомерен.

Таким образом, если налоговый орган откажет в зачете переплаты НДС в счет агентского НДС (в связи с арендой госимущества либо в связи с приобретением работ (услуг) у иностранного контрагента), организация, вероятно, сможет оспорить такой отказ в суде.

- Сумма излишне уплаченного налога может быть, в частности, зачтена в счет погашения задолженности по штрафам за налоговые правонарушения. При этом в п. 1 ст. 78 НК РФ в отношении штрафов оговорки о наличии переплаты по налогу именно соответствующего вида нет. Может ли организация направить переплату по налогу на прибыль в счет погашения штрафа по ст. 122 НК РФ по налогу на имущество?

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборам, а также пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Проводя аналогию с пенями, налоговый орган использует такое же правило и при зачете штрафов, относящихся к конкретным налогам. Хотя это и не следует из буквального прочтения п. 1 ст. 78 НК РФ.

Таким образом, организация не сможет направить переплату по налогу на прибыль в счет погашения штрафа по ст. 122 НК РФ по налогу на имущество. Ведь налог на прибыль является федеральным, а налог на имущество - региональным. Но например, штраф по ст. 122 НК РФ по налогу на прибыль или любому другому федеральному налогу может быть погашен за счет переплаты налога на прибыль.

- Можно ли направить переплату по налогу (скажем, по НДС) в счет уплаты штрафа, зачисляемого на отдельный КБК 182 1 16 03010 01 6000 140, например начисленного по ст. 126 НК РФ за непредставление документов в ИФНС?

НК РФ допускает возможность зачета излишне уплаченного налога в счет погашения штрафа (вне зависимости от конкретного вида налогового правонарушения). Однако на практике проведение зачета переплаты по налогу возможно только в счет погашения тех штрафов, которые можно соотнести с конкретными видами налогов (федеральным, региональным, местным). Причем, как отмечалось выше, с соблюдением правила о соответствии вида налога.

Таким образом, в проведении зачета переплаты по НДС в счет уплаты штрафа по ст. 126 НК РФ за непредставление документов, скорее всего, будет отказано.

- В заявлении о зачете излишне уплаченного налога есть поле «Налоговый (расчетный) период (код)», где нужно указывать период возникновения переплаты.

Екатерина Сергеевна, наших читателей интересует, как заполнять это поле, если переплата возникла нарастающим итогом по окончании нескольких налоговых периодов. Можно ли здесь указать период возникновения первой или последней излишне уплаченной суммы либо вообще оставить это поле пустым?

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в пределах 3 лет со дня уплаты. Из заявления о зачете должно быть понятно, какую именно переплату налогоплательщик хочет направить на погашение имеющейся задолженности или в счет уплаты предстоящих платежей. С этой целью в заявлении как раз и указывают налоговый (расчетный) период возникновения переплаты наряду с суммой и КБК излишне уплаченного налога.

Формой заявления о зачете не предусмотрена возможность зачета общей суммы переплаты, образовавшейся нарастающим итогом. И оставление поля «Налоговый (расчетный) период (код)» пустым также не допускается. Очевидно, что нельзя указать период перечисления лишь первой или последней излишне уплаченной суммы, ведь при зачете учитываться будет не только эта сумма.

Поэтому в случае, когда налогоплательщик хочет зачесть сумму переплаты, образовавшейся нарастающим итогом по окончании нескольких налоговых периодов, ему необходимо подавать несколько заявлений на конкретные суммы и за конкретные периоды. В ином случае проведение зачета будет невозможно.

- А если налогоплательщик захочет вернуть переплату, накопившуюся за несколько налоговых периодов, то ему тоже нужно будет подать несколько заявлений о возврате?

Да, все верно. Подход будет аналогичный. Оформлять отдельное заявление нужно будет в отношении каждого периода, по итогам которого излишне уплаченную сумму налогоплательщик хочет вернуть.

- Екатерина Сергеевна, допустим, упрощенец в 2018 г. сначала по ошибке перечислил в большей сумме авансовый платеж за I квартал, а потом переплатил еще и аванс за полугодие. В таком случае для возврата переплаты можно оформить одно заявление, указав в поле «Налоговый (расчетный) период (код)» КВ.02.2018? Ведь авансовые платежи по УСН считаются нарастающим итогом.

Нет, так поступить нельзя. Установленные правила применяются не только в отношении зачета или возврата переплаченных налогов, но и по излишне уплаченным авансовым платежам. Поэтому, если переплата образовалась из-за излишнего перечисления авансовых платежей по нескольким расчетным периодам в течение 1 года, для ее зачета (возврата) также необходимо подавать несколько заявлений, правильно указывая период возникновения переплаты.

- Если оставлять пустым поле «Налоговый (расчетный) период (код)» нельзя, то как его заполнить в заявлении на возврат излишне уплаченной суммы штрафа, начисленного по ст. 126 НК РФ? С каким-либо налоговым периодом такие штрафы не связаны.

Действительно, понятие налогового периода связано именно с налогом, сроком его уплаты и по отношению к штрафам по ст. 126 НК РФ оно неприменимо. Кроме того, определить и конкретную дату совершения правонарушения по ст. 126 НК РФ также не представляется возможным. Полагаю, что в заявлении на возврат правильным будет в поле «Налоговый (расчетный) период (код)» указать 00.00.0000.

- Организация хочет зачесть часть суммы излишне уплаченного налога на прибыль в счет погашения недоимки по НДС. А оставшуюся часть переплаты по налогу на прибыль - направить в счет будущих платежей также по НДС. Можно ли подать одно заявление о зачете переплаты с КБК налога на прибыль на КБК НДС?

В заявлении о зачете, оформленном с целью погашения недоимки за счет переплаты, нужно ставить код 1. А в случае направления переплаты в счет будущих платежей - код 2. Поэтому в рассмотренной ситуации в налоговый орган необходимо подать два заявления с разными кодами.

- Екатерина Сергеевна, допустим, организация все-таки подала одно заявление о зачете с просьбой направить на погашение недоимки по НДС переплату по налогу на прибыль в сумме, превышающей размер этой недоимки. Налоговая инспекция проведет такой зачет?

НК РФ не содержит условия о том, что сумма переплаты должна соотноситься с размером недоимки. Налогоплательщик может самостоятельно распорядиться имеющейся переплатой. Поэтому по причине несовпадения размеров переплаты и недоимки отказа в проведении зачета быть не должно. Соответственно, в результате такого зачета у организации появится переплата по КБК НДС.

Подавляющее большинство компаний в процессе своей хозяйственной деятельности рассчитывают и уплачивают налоги.

При этом далеко не все налогоплательщики могут с точностью рассчитать налоги. Зачастую нюансы документооборота внутри компании и при работе с контрагентами приводят к тому, что данные налогового учета изменяются и приходится предоставлять уточненные налоговые декларации.

Как правило, такие уточнения приводят к изменению сумм начисленных налогов и сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет.

Кроме того, порой каждый может ошибиться, и бухгалтерия не является исключением из этого правила. Ошибки могут быть допущены как во время расчета налога, так и в момент его перечисления, что так же может повлечь за собой изменение сумм налогов, причитающихся к уплате.

Ошибиться может не только бухгалтер, но и налоговый инспектор. Результатом такой ошибки может стать излишнее взыскание налогов и налоговых санкций с налогоплательщика.

С недоимками по налогам все довольно таки прозрачно - нужно доплатить налог и пени за просрочку.

Сложнее обстоит дело с переплатой и излишним взысканием налоговых платежей и санкций.

Порядок проведения зачета или возврат излишне уплаченных (или взысканных) сумм:

  • налогов,
  • сборов,
  • пеней,
  • штрафов,
регламентирован положениями 12 главы Налогового кодекса.

В данной статье будут рассмотрены последствия, возникающие при излишнем перечислении налогов и налоговых санкций в бюджет, а именно положения действующего законодательства, регламентирующие порядок зачета и возврата излишне уплаченных в бюджет сумм. Так же мы проанализируем арбитражную практику и комментарии Минфина РФ, касающиеся спорных ситуаций, связанных с возвратом и зачетом излишне взысканных и переплаченных налогов.

Условия зачета или возврата сумм, излишне уплаченных в бюджет

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.78 Налогового кодекса.

  • Так, в соответствии с п.1 ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит:
  • зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам,
  • зачету в счет погашения недоимки по иным налогам,
  • зачету в счет задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения,
  • либо возврату налогоплательщику.
Зачет сумм излишне уплаченных:
  • федеральных налогов и сборов,
  • региональных и местных налогов,
производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, кроме случаев возврата с нарушением срока*.

*Срок возврата составляет один месяц со дня получения налоговым органом заявления на возврат излишне уплаченных сумм в бюджет.

В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменном виде, о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов:

  • по налогам,
  • сборам,
  • пеням,
  • штрафам.
Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым с одной стороны - налоговым органом, с другой - налогоплательщиком.

Для осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм, налогоплательщик должен представить письменное заявление (возможно предоставление в электронной форме с цифровой подписью) в налоговую инспекцию.

  • о зачете,
  • возврате,
суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговой в течение 10 дней (п.5, п.8 ст.78 НК РФ):
  • со дня получения заявления,
  • или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась).
В соответствии с п.5 ст.78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения:
  • недоимки по иным налогам,
  • задолженности по пеням, штрафам,
подлежащим уплате или взысканию в соответствии с Налоговым кодексом, может производиться налоговой самостоятельно.

В таком случае, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговой в течение 10 дней:

  • со дня обнаружения ею факта излишней уплаты налога,
  • или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась),
либо - со дня вступления в силу решения суда.

При этом, налогоплательщик может самостоятельно представить в налоговую заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ, возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом:

производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Обратите внимание: Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п.7 ст.78 НК РФ).

При этом, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.06.2011г. №17750/10 по делу N А32-10520/10-59/165, срок для подачи заявления о зачете или возврате авансовых платежей по налогу на прибыль исчисляется:

  • с момента подачи декларации по налогу на прибыль за год (в случае ее своевременного предоставления),
  • с последнего дня, в который она должна была быть представлена (28 марта следующего года).
«Уплата:
  • ежемесячных авансовых платежей,
  • авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов,
производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, названные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Соответственно, в случае когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.

Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.289 Налогового кодекса).»

В соответствии с п.9 ст.78 НК РФ, налоговая обязана в течении пяти дней со дня принятия Решения о зачете (возврате), обязана сообщить о нем налогоплательщику в письменном виде.

Указанное сообщение передается:

лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Налоговая должна вернуть переплату по налогам в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате такой переплаты.

При этом, если данный срок будет нарушен, то на сумму, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п.10 ст.78 НК РФ).

Правила, установленные ст.78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных:

  • авансовых платежей,
  • сборов,
  • пеней и штрафов,
и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Условия зачета или возврата сумм излишне взысканных в бюджет

Зачет или возврат сумм излишне взысканных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.79 Налогового кодекса.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него:

  • недоимки по иным налогам соответствующего вида,
  • задолженности по соответствующим пеням, штрафам,
подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст.78 НК РФ.

В соответствии с п.3 ст.79 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган:

  • в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано:
  • в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном п.5 ст.79 НК РФ*, процентов на эту сумму.

* Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

При этом, проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Проценты начисляются на сумму излишне взысканную в бюджет, не зависимо от того, был ли произведен зачет или возврат такой суммы.

Данной позиции придерживается ФНС в своем Письме от 21.09.2011г. №СА-4-7/15431:

«При этом для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога - путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа.

Право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, в зависимости от формы возмещения сумм налога (возврата или зачета) законом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, установленная ст.79 НК РФ обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.»

Вышеуказанные правила, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных:

  • авансовых платежей,
  • сборов,
  • пеней,
  • штрафов,
и распространяются:
  • на налоговых агентов,
  • плательщиков сборов,
  • ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Излишняя уплата или излишнее взыскание налогов

Положения Налогового кодекса не содержат определений излишней уплаты и излишнего взыскания налогов, что не редко приводит к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Такие споры возникают в связи с тем, что Налоговым кодексом предусмотрен разный порядок начисления процентов, причитающихся налогоплательщику, на излишне уплаченные и излишне взысканные суммы налоговых платежей.

Так, в соответствии с п.5 ст.79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами:

  • в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
В этом случае проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

При возврате излишне уплаченных сумм налогов начисление процентов происходит в соответствии с п.10 ст.78 НК РФ, не с момента излишней уплаты, а с момента неисполнения налоговым органом в установленный срок заявления налогоплательщика о возврате налога*.

* В соответствии с п.6 ст.78 Налогового кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Так какие же налоги считаются излишне взысканными, а какие - излишне уплаченными?

В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 №16551/11, налоги признаются:

  • Излишне уплаченными, если они начислены налогоплательщиком самостоятельно и отражены в налоговой декларации.
При этом не важно, каким образом осуществлялось перечисление налогов в бюджет - самостоятельно или путем взыскания недоимки по налогам налоговой инспекцией.
  • Излишне взысканными, если налоги были начислены на основании решения налогового органа, признанного в последствии не действительным полностью или частично.
Вне зависимости от того, заплатил ли налогоплательщик по решению сам или было произведено взыскание инспекцией, такие налоги возвращаются с процентами в соответствии с положениями 79 статьи.

Обоснование выводов, сделанных ВАС в Постановлении от 24.04.2012 №16551/11:

«Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено:

  • на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно,
  • либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности:
  • самостоятельно налогоплательщиком,
  • либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию,
правового значения не имеет.

Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.

Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной налоговой декларации, при корректировке в последующем размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации, не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил статьи 79 Кодекса.

Равным образом сам факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.

Установление Кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.»

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

1.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

(см. текст в предыдущей редакции)

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

6.1. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

8. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

(см. текст в предыдущей редакции)

абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

8.1. В случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4 , абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 настоящего Кодекса.

В случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4 , абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

(см. текст в предыдущей редакции)

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 9

Каков порядок проведения процедуры зачета? Какая роль отведена налогоплательщику? Каков порядок действий налогового органа? Каковы сроки проведения зачета? Что говорит законодательство и какие разъяснения дает Минфин по данному вопросу?

Процедура зачета: основные положения Правовое регулирование процедуры зачета налогов

Статьей 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иному налогу осуществляется по решению налогового органа на основании письменного заявления налогоплательщика (п. 4), а зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится налоговыми органами самостоятельно (п. 5). При этом в последнем случае налогоплательщик вправе представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

В любом случае при осуществлении зачета налоговые органы руководствуются Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/[email protected] "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам" <1> (далее - Приказ N ММ-3-1/[email protected]), которым утверждены Методические рекомендации по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам.

<1> Действует в редакции Приказа ФНС России от 20.03.2009 N ММ-7-1/[email protected]

В своих последних разъяснениях (Письмо от 11.01.2009 N 03-02-07/1-3) Минфин обращает внимание налогоплательщиков, что в настоящее время вступил в силу Приказ Минфина России от 04.09.2008 N 90н "О внесении изменений в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 116н", обеспечивающий проведение межрегиональных зачетов сумм налогов, то есть зачетов, решения о которых принимаются налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов РФ.

Срок проведения процедуры зачета

Важным моментом также является срок проведения зачета. По общему правилу срок проведения зачета - не более 10 дней. Данный срок отсчитывается в зависимости от ситуации:

  • со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 4 ст. 78 НК РФ);
  • со дня обнаружения налоговым органом факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Срок, в течение которого налогоплательщик может обратиться с заявлением о проведении зачета излишне уплаченного налога, - три года со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Вправе ли налогоплательщик осуществить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налогов в случае, если им был пропущен срок для подачи заявления о зачете этих сумм, в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ? Именно такой вопрос рассматривали специалисты Минфина в Письме от 26.11.2008 N 03-02-07/1-478. Ссылаясь на Определение КС РФ от 21.06.2001 N 173-О, а также на нормы ст. 78 НК РФ, чиновники разъяснили, что в случае пропуска установленного ст. 78 Кодекса срока подачи заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о зачете, возврате указанной суммы либо об уточнении платежа.

Условия для проведения зачета налоговым органом

Перед принятием решения о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей налоговый орган обязан проконтролировать соблюдение следующих обязательных условий, установленных законодательством РФ о налогах и сборах:

  • налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе, принимающем решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей (за исключением государственной пошлины, возвращаемой по решению суда);
  • суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей фактически зачислены на счета по учету доходов бюджетов (внебюджетных фондов);
  • решение о зачете принимается в отношении излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей, направляемых на погашение задолженности налогоплательщика по налоговым платежам соответствующего вида налогов и сборов;
  • обеспечено соответствие принятия налоговым органом решения о зачете переплаты по налоговым платежам юридического лица как налогоплательщика в погашение задолженности этого же юридического лица как налогоплательщика;
  • факт излишнего взыскания налога (сбора) подтвержден документами о том, что суммы денежных средств, фактически взысканные налоговым органом, превышают сумму налога (сбора), подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • факт наличия сумм налога, подлежащих возмещению путем зачета и (или) возврата, подтвержден в соответствии с нормами гл. 21 и 22 НК РФ решением налогового органа, вышестоящего налогового органа либо решением суда, вступившим в законную силу.

Документальное оформление процедуры зачета

Оригиналы принятых налоговыми органами решений о зачетах и возвратах излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей хранятся в архивном деле соответствующих инспекций ФНС России в течение пяти лет.

Документы, оформляемые при проведении зачета
Наименование документа Форма документа Примечание
Извещение налоговым
органом
налогоплательщика о
факте излишней уплаты
(излишнего взыскания)
Приложение 6 к
Приказу
N ММ-3-1/[email protected]
Может быть передано руководителю
(законному или уполномоченному
представителю) организации или
физическому лицу (его законному
или уполномоченному представителю)
лично под расписку или иным
способом, подтверждающим факт и
дату получения извещения. В случае
если указанные лица уклоняются от
получения извещения, оно
направляется по почте заказным
письмом
Извещение о принятом
решении о зачете
(возврате)
Приложение 7 к
Приказу
N ММ-3-1/[email protected]
Решение налогового
органа о зачете в
пределах одного КБК
Приложение 3 к
Приказу
N ММ-3-1/[email protected]
Рекомендуемая форма
Решение налогового
органа о зачете
излишне уплаченных
(взысканных), а также
подлежащих возмещению
сумм налогов, сборов,
пеней, штрафов,
осуществляемом
налоговым органом в
пределах одного
субъекта РФ
Приложение 4 к
Приказу
N ММ-3-1/[email protected]
Рекомендуемая форма
Решение налогового
органа о зачете
излишне уплаченных
(взысканных), а также
подлежащих возмещению
сумм налогов, сборов,
пеней, штрафов,
осуществляемом
налоговыми органами,
находящимися на
территории различных
субъектов РФ
Приложение 8 к
Приказу
N ММ-3-1/[email protected]
Данная форма также применяется при
осуществлении зачета излишне
уплаченных (взысканных), а также
подлежащих возмещению сумм
налогов, сборов, пеней, штрафов
разными налоговыми органами,
находящимися на территории одного
субъекта РФ <*>
<*> Решение о межрегиональном зачете принимается или самостоятельно налоговым органом по месту учета головной организации, или по заявлению головной организации.

Действия налогового органа при обнаружении переплаты. Проведение зачета налоговым органом самостоятельно

Факт переплаты устанавливается специалистом отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. Сотрудником отдела формируется список налогоплательщиков, имеющих переплату, в течение пяти дней после наступления срока уплаты налога (сбора).

Излишне уплаченная сумма рассчитывается программными средствами по каждому КБК на основании баз данных деклараций, баз данных налоговых проверок, базы данных ввода расчетных документов и баз данных по зачетам и возвратам.

Извещение налогоплательщика подготавливается отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. К извещению прилагается справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1, утвержденной Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/[email protected] (далее - справка по форме N 39-1).

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика проводится совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком, по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/[email protected] "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и Методических указаний по их заполнению".

Извещение и справка по форме N 39-1 подписываются руководителем налогового органа (его заместителем).

Подписанное извещение передается для вручения налогоплательщику в отдел работы с налогоплательщиками.

Извещение должно быть вручено в течение 10 дней со дня обнаружения факта излишней уплаты (излишнего взыскания) налоговых платежей.

Налоговым органом может быть принято самостоятельное решение о проведении зачета переплаты по налогу, сбору, пени, штрафу только в счет погашения недоимки, размер которой ранее был сверен с налогоплательщиком.

Под задолженностью, размер которой ранее был сверен с налогоплательщиком, понимается задолженность, установленная в справке по форме N 39-1 (или акте сверки), подписанной руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, при условии, что по данному виду налога в период со дня подписания указанной справки по день обнаружения факта излишней уплаты сумм денежные средства не поступали.

Проект решения о проведении зачета подготавливается отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.

  • подготавливается для подписания извещение налогоплательщика о принятом налоговым органом решении о зачете;

Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете и копия решения налогового органа о зачете передаются для вручения налогоплательщику в отдел работы с налогоплательщиками.

Извещение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней со дня принятия решения о проведении зачета.

Проведение зачета налоговым органом излишне уплаченных налогоплательщиком сумм

Зачет (возврат) осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. Специалисты отдела по работе с налогоплательщиками регистрируют реквизиты поступившего заявления, затем одну копию заявления передают для ввода в отдел ввода и обработки данных, а вторую - в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.

В случае наличия расхождений между заявленной налогоплательщиком к зачету (возврату) суммой и данными учета налоговых органов копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с приложением сальдо расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами и предложением провести совместную сверку расчетов. Сверка расчетов с налогоплательщиком осуществляется отделом по работе с налогоплательщиками, по результатам сверки оформляется справка по форме N 39-1.

После урегулирования разногласий по суммам переплаты или задолженности налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей.

В случае отсутствия разногласий в данных учета налогового органа и налогоплательщика отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства готовит проект решения о зачете (возврате).

После принятия указанного решения специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства:

  • подготавливается для подписания извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете (возврате);
  • копия решения о проведении зачета в рамках одного КБК направляется на исполнение в отдел ввода и обработки данных.

Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете (возврате) и копия решения налогового органа о зачете (возврате) передаются для вручения налогоплательщику в отдел по работе с налогоплательщиками.

Извещение вручается налогоплательщику в течение пяти дней со дня принятия решения о проведении зачета или возврата.

Проведение зачета налоговым органом излишне взысканных сумм

Специалисты отдела по работе с налогоплательщиками регистрируют реквизиты поступившего заявления о зачете (возврате) излишне взысканных сумм, затем одну копию заявления передают для ввода в отдел ввода и обработки данных, вторую - в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, а третью в отдел камеральных проверок для подтверждения факта излишнего взыскания.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

В случае непризнания факта излишнего взыскания или наличия расхождений по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с предложением провести совместную сверку расчетов. Сверка расчетов с налогоплательщиком осуществляется отделом по работе с налогоплательщиками, по результатам сверки оформляется справка по форме N 39-1.

После урегулирования разногласий налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о зачете (возврате) излишне взысканных налоговых платежей.

В случае отсутствия разногласий в данных учета налогового органа и налогоплательщика и подтверждения факта излишнего взыскания подготавливается проект решения о проведении зачета.

После принятия указанного решения специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства:

  • копия решения о проведении зачета в рамках одного КБК направляется на исполнение в отдел ввода и обработки данных.

Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете и копия решения налогового органа о зачете передаются для вручения налогоплательщику в отдел по работе с налогоплательщиками. Извещение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней со дня вынесения решения о проведении зачета.

Возмещение налога путем зачета

Данный порядок применяется при возмещении налога путем зачета и возврата в рамках реализации ст. ст. 176 и 203 НК РФ.

Решение о зачете сумм налога, подлежащих возмещению, принимается с учетом результатов проведения налоговой проверки, решения вышестоящего налогового органа, решения суда, вступившего в законную силу.

Возмещение налога путем зачета налоговым органом производится самостоятельно.

После принятия указанного решения специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства:

  • подготавливается для подписания извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете;
  • копия решения о проведении зачета в рамках одного КБК направляется на исполнение в отдел ввода и обработки данных.

Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете и копия решения налогового органа о проведении зачета передаются для вручения налогоплательщику в отдел по работе с налогоплательщиками.

Извещение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней со дня вынесения решения о проведении зачета.

Сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.

В случае наличия расхождений по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с предложением провести сверку расчетов по спорным суммам. После урегулирования разногласий по суммам, подлежащим возмещению путем возврата, налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о возмещении налога путем возврата.

А.В.Шепелев

Эксперт журнала

"Оплата труда:

бухгалтерский учет

и налогообложение"


Close
Для любых предложений по сайту: vyalkovskoe@cp9.ru