О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций. Законодательная база российской федерации Инструкции цб о валюте и валютном контроле
Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (с изменениями и дополнениями) (утратила силу)
- Раздел I. Представление резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций. Хранение уполномоченным банком данных по валютным и иным операциям, проведенным резидентами и нерезидентами
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций в иностранной валюте
- Глава 4. Хранение уполномоченным банком данных по валютным и иным операциям, проведенным резидентами и нерезидентами
- Раздел II. Порядок оформления, закрытия, переоформления паспорта сделки, представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, формирования и ведения ведомости банковского контроля, перевода паспорта сделки в другой уполномоченный банк и особенности учета валютных операций по аккредитивам
- Глава 5. Общие положения
- Глава 6. Порядок оформления паспорта сделки
- Глава 7. Порядок закрытия паспорта сделки
- Глава 8. Порядок внесения изменений в паспорт сделки (переоформление паспорта сделки)
- Глава 9. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки
- Глава 10. Порядок формирования и ведения ведомости банковского контроля
- Глава 11. Оформление паспорта сделки и особенности представления резидентами документов и информации при осуществлении валютных операций через счета резидента в банке-нерезиденте (утратила силу)
- Глава 12. Особенности оформления (закрытия) паспорта сделки и представления документов и информации при осуществлении валютных операций по отдельным контрактам (кредитным договорам)
- Глава 13. Особенности оформления паспорта сделки в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у уполномоченного банка
- Глава 14. Перевод паспорта сделки в связи с переводом контракта (кредитного договора) на обслуживание в другой уполномоченный банк
- Глава 15. Особенности перевода паспортов сделок в случае реорганизации банка ПС или закрытия филиала уполномоченного банка, являющегося банком ПС
- Глава 16. Особенности учета уполномоченным банком валютных операций по аккредитивам при осуществлении расчетов по контракту, по которому оформлен паспорт сделки
- Раздел III. Обмен документами и информацией между резидентами (нерезидентами) и уполномоченными банками. Осуществление уполномоченными банками контроля при представлении резидентами (нерезидентами) документов и информации. Досье валютного контроля
- Глава 17. Порядок обмена документами и информацией между резидентами (нерезидентами) и уполномоченными банками
- Глава 18. Осуществление уполномоченными банками контроля при представлении документов и информации
- Глава 19. Досье валютного контроля и порядок его ведения
- Раздел IV. Переходные и заключительные положения
- Глава 20. Переходные положения
- Глава 21. Заключительные положения
- Приложение 6. Ведомость банковского контроля по контракту
- Приложение 7. Ведомость банковского контроля по кредитному договору
- Раздел I. Сведения из паспорта сделки
Раздел II. Сведения о платежах
Раздел III. Сведения об исполнении обязательств по основному долгу по иным основаниям, отличным от проведения расчетов в денежной форме
Раздел IV. Расчет задолженности по основному долгу
Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением"
С изменениями и дополнениями от:
На основании Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2006, N 31, ст. 3430; 2007, N 1, ст. 30; N 22, ст. 2563; N 29, ст. 3480; N 45, ст. 5419; 2008, N 30, ст. 3606; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4584; N 50, ст. 7348, ст. 7351) (далее - Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"), Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973), Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; N 15, ст. 1447; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 19, ст. 2291; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 31 мая 2012 года N 10) Банк России устанавливает следующий порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.
Регистрационный N 25103
Установлен порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций. Закреплены правила оформления паспортов сделок, а также учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.
В части документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, инструкция касается нерезидентов и резидентов, являющихся юрлицами (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка), физлиц - ИП и тех, кто занимается частной практикой. Исключение - физлица-нерезиденты.
14.11.2017
2 ноября 2017 года была опубликована Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (вступает в силу с 1 марта 2018 г. ; одновременно прекращает свое действие действовавшая ранее Инструкция № 138-И от 4 июня 2012 г.).
Новая Инструкция несколько упрощает порядок оформления в российских уполномоченных банках документов, связанных с проведение валютных операций по внешнеэкономическим сделкам. Она распространяется на резидентов - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также на нерезидентов, не являющихся физическими лицами.
Согласно указанной Инструкции:
- Произошла отмена требования по оформлению паспортов сделок. Предыдущая Инструкция № 138-И устанавливала порог суммы обязательств по контракту, превышение которого требовало оформления паспорта сделки, в размере 50 000 долларов США. Новая Инструкция 181-И не предусматривает требование составления паспорта сделки.
- Отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях и ведомостей валютного контроля , являвшихся формами учета. При этом требование о представлении документов, являющихся основанием для проведения валютных операций, сохраняется.
- Устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами в банк подтверждающих документов и информации в связи с осуществлением валютных операций.
В частности, резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет, указанной в уведомлении банка о ее зачислении.
При списании иностранной валюты с расчетного счета резидента, резидент должен представить в банк документы, связанные с проведением операций, одновременно с распоряжением о списании.
Требования по представлению подтверждающих документов распространяются на договоры, (заключенные между резидентами и нерезидентами, и предусматривающие расчеты через счета резидентов (открытые как в российских, так и в иностранных банках)), сумма обязательств по которым равна или превышает эквивалент:
- для импортных контрактов или кредитных договоров – 3 миллионов рублей ;
- для экспортных контрактов – 6 миллионов рублей.
Сумма обязательств по контракту (кредитному договору), определяется на дату его заключения либо в случае изменения суммы обязательств – на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такое изменение суммы, по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю.
Если сумма обязательств по договору с нерезидентом равна или не превышает в эквиваленте 200 000 рублей, представление документов, связанных с проведением валютных операций по такому договору, не требуется.
- Вводится новый порядок учета контрактов в банках с присвоением им уникальных номеров (а также снятия их с учета и изменения сведений в них), которые заменяет собой существующий порядок оформления паспортов сделок.
Резидент, являющийся стороной по экспортному или импортному контракту, либо по кредитному договору, должен осуществить их постановку на учет в уполномоченном банке и проводить расчеты по такому контракту только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, принявшем на учет контракт. Банк принимает контракт на учет и присваивает ему уникальный номер (о чем информирует резидента).
Для постановки контракта на учет требуются практически те же сведения, что и сейчас для заполнения паспорта сделки:
- общие сведения о контракте: вид контракта, дата, номер (при наличии), валюта контракта, сумма обязательств, предусмотренная контрактом, дата завершения исполнения обязательств по контракту;
- реквизиты нерезидента, являющегося стороной по контракту: наименование, страна.
- Паспорта сделки, оформленные, но не закрытые до 1 марта 2018, будут считаться закрытыми с указанной даты. При этом отметка об их закрытии в паспорте сделки проставляться не будет, а его уникальный номер будет перенесен банком в реестр в качестве номера поставленного на учет контракта.
Отметим, что банки не вправе отказать в постановке контракта на учет. При этом максимальный срок для такой операции не может составить более 1 рабочего дня. Действовавшей ранее Инструкцией 138-И был установлен срок для оформления паспорта сделки в 3 рабочих дня.
В дополнение к этому необходимо упомянуть, что помимо изменений правил оформления сделок для целей валютного контроля в сторону их упрощения (уменьшение количества требуемых документов; увеличение пороговых значений сумм сделки, при которых требуется их постановка на учет; уменьшение сроков постановки сделки на учет), появились и другие особенности регулирования внешнеэкономических сделок, предусмотренные Федеральным законом от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» . К ним относятся следующие:
- Устанавливается обязательное требование указания срока исполнения обязательств сторонами по внешнеэкономическому договору.
Исходя из формулировки новой редакции пункта 1.1 статьи 19 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» , необходимо будет не только указывать срок исполнения обязательств в договоре, заключенном между резидентом РФ и нерезидентом, но и сообщать банкам точные сроки зачисления денежных средств в иностранной валюте на счет резидента, а также точные сроки исполнения обязательств нерезидентом.
Формулировка предшествующей редакции позволяла указывать в банковских формах учета ожидаемые сроки исполнения обязательств и зачислений денежных средств в иностранной валюте. Новая редакция вступит в силу с 14 мая 2018 г.
Таким образом, на практике может возникнуть ситуация, когда внешнеэкономический договор без указания сроков исполнений обязательств будет признан недействительным вследствие несоответствия законодательным требованиям, либо банк откажет в проведении валютной операции по такому договору.
- Расширение перечня оснований для отказа в проведении валютной операции.
Помимо предусмотренных ранее оснований для отказа в проведении операции из-за непредставления сторонами сделки требуемых банками документов по валютной сделке или недостоверности указанных в таких документах сведений, после вступления в силу положений новой редакции ФЗ-173 банки смогут отказывать и по иным основаниям. В частности, такими основаниями могут быть осуществление запрещенных операции по зачислению средств на счет резидента РФ в иностранном банке, осуществление запрещенных валютных операций между резидентами РФ, а также несоответствие представляемых в связи с проведением сделки документов законодательным требованиям.
- Вводится административная ответственность за осуществление запрещенных валютных операций для должностных лиц в дополнение к имеющейся ответственности для физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
Ответственность заключается в уплате штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей нарушившим валютное законодательство должностным лицом. За повторное совершение незаконной валютной операции должностное лицо может быть подвержено дисквалификации на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Обобщение
Инструкцией ЦБ РФ несколько упрощается порядок и процедура валютного контроля внешнеэкономических сделок резидентов РФ. В основном это касается отмены паспортов сделок с их заменой на постановку договоров на учет в банке, а также отмены требования представлять документы по сделкам менее чем на 200 000 рублей. Вместе с тем новыми поправками в валютное законодательство были введены требования обязательного указания точного срока исполнения обязательств во внешнеэкономическом договоре (невыполнение которого может привести к отказу в проведении валютных операций по нему, а возможно и к признанию сделки недействительной), уточнен список оснований для отказа банка в проведении валютной операции и расширен список лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства (была введена ответственность для должностных лиц).
Центральный Банк РФ с 1 января 2018г. установил новые правила валютного контроля. Первое и главное изменение — известные участникам внешнеэкономических сделок паспорта сделок с 1 января 2018 больше применяться не будут.
Паспорта сделок по контрактам (кредитным договорам), которые на дату вступления в силу новой инструкции ЦБ не закрыты и находятся в досье валютного контроля, признаются закрытыми без проставления уполномоченным банком отметок об их закрытии и хранятся в досье валютного контроля.
Таковы требования новой Инструкции ЦБ от 16.08.2017г. №181-И «О представлении резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций …» .
Какие договоры подлежат валютному контролю в 2018
Согласно новой инструкции ЦБ ее правила распространяются на договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами:
1. Проекты договоров , направленные резидентами нерезидентам или нерезидентами резидентам для заключения), которые предусматривают осуществление расчетов через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (далее — банк-нерезидент).
2. Договоры , в том числе агентские договоры , договоры комиссии , договоры поручения , предусматривающие при осуществлении внешнеторговой деятельности вывоз с территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации товаров , за исключением вывоза (ввоза) ценных бумаг в документарной форме.
3. Договоры , предусматривающие продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением), на территории Российской Федерации (за пределами территории Российской Федерации) горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки.
4. Договоры , в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подпунктах 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 настоящего пункта, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности , в том числе исключительных прав на них.
5. Договоры, предусматривающие передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, договоры финансовой аренды (лизинга) (далее указанные в настоящем подпункте, а также в подпунктах 4.1.1 — 4.1.3 настоящего пункта договоры — экспортные контракты, импортные контракты, при совместном упоминании — контракты).
6. Договоры, предметом которых является получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа) (за исключением договоров (контрактов (соглашений), признаваемых законодательством Российской Федерации займом или приравненных к займу) (далее — кредитный договор).
С какой суммы сделки начинается валютный контроль
Теперь порог валютного контроля зависит от вида сделки
Валютному контролю подлежат договоры, сумма обязательств по которым равна или превышать эквивалент:
— для импортных контрактов или кредитных договоров — 3 000 000 рублей ;
— для экспортных контрактов — 6 000 000 рублей .
Сумма обязательств по контрактам (кредитным договорам), указанным выше, определяется на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю.
Как в 2018 происходит валютный контроль по внешнеэкономическим операциям
Вместо оформления Паспорта сделки Резидент РФ, являющийся стороной по экспортному контракту (далее — резидент-экспортер), по импортному контракту (далее — резидент-импортер) либо по кредитному договору, осуществляет постановку на учет этих договоров в уполномоченном банке в порядке, установленном новой инструкцией ЦБ.
Расчеты по этим договорам Резидент проводит только через свои счета, открытые в уполномоченном банке (головном офисе уполномоченного банка или филиале уполномоченного банка), принявшем на учет контракт (кредитный договор).
Либо, если Резидент проводит расчеты через свои зарубежные счета, договоры принимает на обслуживание уполномоченный банк.
В случае если банком УК является филиал уполномоченного банка либо банком УК является головной офис уполномоченного банка, то расчеты по контракту (кредитному договору) могут проводиться через счета резидента, открытые как в филиале уполномоченного банка, так и в головном офисе уполномоченного банка при условии обеспечения уполномоченным банком соблюдения порядка учета и отчетности по операциям, предусмотренным новой инструкцией.
Какие документы представляет резидент в уполномоченный банк для валютного контроля в 2018
Валютный контроль при Экспорте
Резидент-экспортер, являющийся стороной по экспортному контракту, планирующий исполнение своих обязательств по такому экспортному контракту, должен представить в банк УК с учетом сроков постановки экспортного контракта на учет, установленному новой инструкцией ЦБ:
— сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учет (далее — сведения), в соответствии с порядком и формой, установленными банком УК;
— либо экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащие информацию, необходимую банку УК для постановки на учет экспортного контракта и осуществления валютного контроля, в том числе за выполнением резидентом-экспортером требований статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»), и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела I ведомости банковского контроля.
Экспортный контракт должен быть представлен резидентом-экспортером в банк УК не позднее пятнадцати рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет банком УК в случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, указанные в абзаце втором настоящего пункта.
Для постановки экспортного контракта на учет, в указанном выше случае, резидентом-экспортером должны быть представлены следующие сведения:
— общие сведения об экспортном контракте:
вид экспортного контракта, определяемый в соответствии с приложением № 4 к Инструкции,
дата,
номер (при наличии),
валюта экспортного контракта (наименование),
сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом,
дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту;
— реквизиты нерезидента (нерезидентов), являющегося (являющихся) стороной (сторонами) по экспортному контракту:
наименование, страна.
Если сведения, представленные резидентом-экспортером в банк, не соответствуют сведениям, содержащимся в экспортном контракте, представленном резидентом-экспортером, банк УК обязан внести соответствующие изменения в раздел I ведомости банковского контроля.
Банк учитывающий контракт обязан принять на учет экспортный контракт и присвоить экспортному контракту уникальный номер.
Одновременно с присвоением уникального номера экспортному контракту банк УК должен сформировать в электронном виде ведомость банковского контроля и заполнить раздел I ведомости банковского контроля в порядке формирования и ведения ведомости валютного контроля.
Банк УК направляет резиденту-экспортеру информацию об уникальном номере принятого на учет экспортного контракта не позднее одного рабочего дня после даты постановки экспортного контракта на учет.
Валютный контроль при импорте
Резидент-импортер или резидент, являющийся стороной по кредитному договору, для постановки на учет такого контракта, кредитного договора, представляет в банк учета контракта (банк УК) импортный контракт, кредитный договор (выписку из контракта (кредитного договора), содержащие информацию, необходимую банку УК для постановки на учет такого контракта (кредитного договора) и осуществления валютного контроля, в том числе за выполнением резидентом требований статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»), и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела I ведомости банковского контроля, с учетом сроков постановки импортного контракта (кредитного договора) на учет.
Сроки постановки контракта на учет в банке УК импортером
Резидент-экспортер, резидент-импортер, резидент, являющийся стороной по кредитному договору, должен осуществить постановку на учет контракта (кредитного договора) в следующие сроки.
При операциях по счетам резидентов в уполномоченных банках:
— При оплате резидентом (списании) , открытого в банке УК, — не позднее даты представления распоряжения о списании денежных средств .
— При зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации , открытый в банке УК, — не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет резидента, открытый в банке УК.
При операциях резидентов в зарубежных банках:
— При списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации в пользу нерезидента со счета резидента , открытого в банке-нерезиденте, или при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации от нерезидента на счет резидента , открытый в банке-нерезиденте, — не позднее тридцати рабочих дней после месяца, в котором была осуществлена указанная операция.
Если контрактом (кредитным договором) не определена сумма обязательств:
при списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в банке УК или в банке-нерезиденте, а также при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации от нерезидента на счет резидента, открытый в банке УК или в банке-нерезиденте, — не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом документов, связанных с проведением операций, при проведении той операции, в результате которой сумма расчетов по импортному контракту (кредитному договору) будет равна или превысит в эквиваленте 3 млн. рублей, а по экспортному контракту будет равна или превысит в эквиваленте 6 млн. рублей. Указанная в настоящем абзаце сумма рассчитывается по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы;
при исполнении обязательств по контракту посредством ввоза на территорию Российской Федерации (вывоза с территории Российской Федерации) товаров и при наличии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее — таможенное законодательство таможенного союза) — не позднее даты подачи той декларации на товары, документа, используемого в качестве декларации на товары в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара), в результате подачи которых стоимость товара по импортному контракту будет равна или превысит в эквиваленте 3 млн. рублей (по экспортному контракту будет равна или превысит в эквиваленте 6 млн. рублей). Указанная в настоящем абзаце сумма рассчитывается по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы;
при исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способами, отличными от указанных в абзацах втором — третьем настоящего подпункта, — не позднее срока, установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции для представления резидентом справки о подтверждающих документах в связи с исполнением обязательств по контракту (кредитному договору) на сумму, равную или превышающую в эквиваленте 3 млн. рублей по импортному контракту (кредитному договору) или равную или превышающую в эквиваленте 6 млн. рублей по экспортному контракту. Указанная в настоящем абзаце сумма рассчитывается по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы.
5.7.5. При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза на территорию Российской Федерации (вывоза с территории Российской Федерации) товаров и при наличии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза — не позднее даты подачи декларации на товары, документа, используемого в качестве декларации на товары в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара).
5.7.6. При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза на территорию Российской Федерации (вывоза с территории Российской Федерации) товаров и при отсутствии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза — не позднее срока, установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции для представления резидентом справки о подтверждающих документах.
5.7.7. При исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, — не позднее срока, установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции для представления резидентом справки о подтверждающих документах.
5.7.8. При исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в подпунктах 5.7.1 — 5.7.7 настоящего пункта, — не позднее срока, установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции для представления резидентом справки о подтверждающих документах, либо в иные сроки, установленные настоящей Инструкцией в отношении представления информации об исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в подпунктах 5.7.1 — 5.7.7 настоящего пункта.
5.8. Банк УК должен принять на учет импортный контракт (кредитный договор) не позднее следующего рабочего дня после даты представления резидентом документов, указанных в пункте 5.6 настоящей Инструкции, и присвоить импортному контракту (кредитному договору) уникальный номер в порядке, установленном в приложениях 4 и 5 к настоящей Инструкции (далее — постановка на учет импортного контракта (кредитного договора).
Одновременно с присвоением уникального номера импортному контракту (кредитному договору) банк УК должен сформировать в электронном виде ведомость банковского контроля и заполнить раздел I ведомости банковского контроля, в порядке формирования и ведения ведомости банковского контроля, который установлен главой 9 настоящей Инструкции.
Банк УК должен направить резиденту-импортеру, резиденту, являющемуся стороной по кредитному договору, информацию об уникальном номере принятого на учет импортного контракта (кредитного договора) в порядке, установленном банком УК, не позднее одного рабочего дня после даты постановки на учет импортного контракта (кредитного договора).
5.9. Каждому экспортному контракту, импортному контракту, кредитному договору, указанным в главе 4 настоящей Инструкции, присваивается банком УК один уникальный номер, за исключением случаев, указанных в абзаце втором пункта 10.1 и пункта 10.2 настоящей Инструкции.
5.10. В случае если для постановки на учет контракта (кредитного договора) резидентом в банк УК представлен проект контракта (кредитного договора), резидент в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты подписания соответствующего контракта (кредитного договора) должен представить его в банк УК.
Датой подписания контракта (кредитного договора) в указанном случае считается наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат — дата его составления.
В случае если в связи с подписанием контракта (кредитного договора) возникают основания для внесения изменений в сведения о контракте (кредитном договоре), отраженные банком УК в разделе I ведомости банковского контроля, банк УК должен внести изменения в ведомость банковского контроля в соответствии с главой 7 настоящей Инструкции.
5.11. В случае если в представленных резидентом в соответствии с настоящей главой документах и информации уполномоченному банку недостаточно сведений для заполнения банком УК раздела I ведомости банковского контроля в порядке, установленном главой 9 настоящей Инструкции, банк УК должен запросить у резидента и резидент должен представить дополнительные документы и (или) информацию, позволяющие банку УК на их основании заполнить раздел I ведомости банковского контроля, в порядке и сроки, установленные банком УК.
Актуальные вопросы по исполнению требований Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция № 181-И):
В соответствии с требованиями Инструкции № 181-И при совершении операции (в валюте РФ или в иностранной валюте) по контракту, сумма которого в эквиваленте более 200 тыс. руб., но менее "пороговой" суммы для постановки контракта на учет, резидент должен предоставить в уполномоченный банк документы, связанные с проводимой операцией. При этом для проведения платежа в валюте РФ предоставляется расчетный документ по операции, заполненный в соответствии с п. 2.13 Инструкции № 181-И и содержащий информацию о коде вида операции согласно Приложению 1 к Инструкции. Для проведения операции в иностранной валюте рекомендуем также дополнительно предоставить заполненную форму "Сведения о валютной операции". Данная форма размещена на сайте Банка и в системах дистанционного обслуживания.
Никаких действий по контрактам, на которые ранее были оформлены ПС, от резидентов не требуется. Все такие контракты/кредитные договоры с 01.03.2018 г. считаются поставленными на учет в уполномоченном банке. Номер ПС становится уникальным номером контракта/кредитного договора (УНК).
Инструкция № 181-И не предусматривает предоставление резидентами в Банк документов по зачислениям валюты РФ по контрактам, не требующим их постановки на учет. Исключение: в случае несогласия резидента с кодом вида операции, указанным в расчетном документе, либо в случае отсутствия кода в расчетном документе резидент вправе представить в Банк информацию о соответствующем коде вида операции с приложением документов для его обоснования.
Согласно пункта 2) части 1.1 Статьи 19 Федерального закона 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять в уполномоченный банк информацию не только о сроках возврата аванса в соответствии с условиями контракта в случае неисполнения обязательств, но и о сроках исполнения основных обязательств нерезидента по контракту в счет ранее уплаченного аванса. В Пункте 1.1. Приложения 3 к Инструкции № 181-И указан порядок определения (расчета) каждого из этих сроков.
Согласно пункту 8.7 Инструкции 181-И при изменении сведений, содержащихся в принятой банком УК справке о подтверждающих документах (СПД) , в т.ч. сведений об ожидаемом сроке, резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, должен представить в банк УК новую СПД, содержащую скорректированные сведения, с приложением документов, подтверждающих такие изменения.
Для перевода в Банк на обслуживание контракта (кредитного договора), ранее поставленного на учет в другом уполномоченном банке, резиденту необходимо предоставить информацию об уникальном номере контракта/кредитного договора (УНК), а также контракт (кредитный договор) либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую информацию, необходимую для заполнения I раздела Ведомости банковского контроля по контракту/кредитному договору.
Для направления "новым" банком запроса в Банк России требуется наличие информации о дате и основании снятия с учета контракта/кредитного договора в "прежнем" банке.
В случае изменения сведений о резиденте, поставившем на учет контракт (кредитный договор), резидент должен представить в Банк заявление о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля, оформленное в соответствии с требованиями п. 7.2 Инструкции № 181-И, с указанием тех реквизитов, которые требуют изменения в ведомости банковского контроля.
Рекомендованная Банком форма заявления размещена на сайте Банка и реализована в системах дистанционного обслуживания.
Заявление представляется резидентом не позднее тридцати рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц, либо в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо в реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, либо в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.
Банк разработал и предлагает к использованию следующие документы для целей валютного контроля, в рамках исполнения требований Инструкции № 181-И: - Заявление о постановке контракта на учет; - Заявление о постановке кредитного договора на учет; - Заявление о внесении изменений в раздел I Ведомости банковского контроля; - Заявление о снятии контракта (кредитного договора) с учета; - Сведения о валютной операции. Формы документов, а также порядок их заполнения размещены на сайте www.. В разделах «Малый бизнес» и «Крупный бизнес» данная информация также присутствует.
Для клиентов экс-ВТБ24 - на сайте www.vtb24.ru -> Бизнесу -> Расчетное обслуживание -> ВЭД и валютный контроль -> Валютный контроль.
На тех же ресурсах размещены форма справки о подтверждающих документах (установленная Приложением 6 к Инструкции № 181-И) и порядок ее заполнения.
Также обновленные формы документов для целей валютного контроля реализованы в системах дистанционного обслуживания (они могут отличаться от форм, размещенных на сайте).
Согласно главе 4 Инструкции № 181-И контракт (кредитный договор), заключенный между резидентом и нерезидентом, ставится на учет в следующих случаях: Экспортный (Импортный) контракт, предусматривающий вывоз (ввоз) из РФ (в РФ) товаров, выполнение резидентом (нерезидентом) работ, оказание резидентом (нерезидентом) услуг, передачу резидентом (нерезидентом) информации и результатов интеллектуальной деятельности, оказание резидентом (нерезидентом) услуг, связанных с продажей ГСМ и материально-технических запасов для обеспечения эксплуатации транспортных средств, передачу резидентом (нерезидентом) движимого или недвижимого имущества в аренду, финансовую аренду - если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте по курсу Банка России на дату заключения контракта, либо на дату заключения последних изменений (дополнений), предусматривающих изменение суммы контракта, по Экспортному контракту - 6 млн. российских рублей или по Импортному контракту - 3 млн. российских рублей.
Кредитный договор (договор займа) - если сумма предоставляемых (получаемых) резидентом заемных средств равна или превышает в эквиваленте 3 млн. российских рублей по курсу Банка России на дату заключения кредитного договора, либо на дату заключения последних изменений (дополнений), предусматривающих изменения суммы кредитного договора.
Резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), должен осуществить его постановку на учет в следующие сроки (п. 5.7 Инструкции № 181-И):
1) При списании денежных средств (далее - ДС) в пользу нерезидента - не позднее даты представления распоряжения о списании средств.
2) При зачислении ДС от нерезидента - не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления средств на счет резидента.
3) При совершении расчетов с нерезидентом через счет резидента, открытый в банке-нерезиденте - не позднее 30 рабочих дней после окончания месяца, в котором была осуществлена указанная операция.
4) При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза в РФ (вывоза из РФ) товаров и при наличии требования о таможенном декларировании товаров - не позднее даты подачи ДТ, документа, используемого в качестве ДТ, заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара).
5) При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза в РФ (вывоза из РФ) товаров и при отсутствии требования о таможенном декларировании - не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы (далее - ПД).
6) При исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены ПД.
7) При исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в пунктах 1 - 6 - не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены ПД. 8) В случае если контрактом (кредитным договором) не определена сумма обязательств:
не позднее срока для представления резидентом документов, связанных с проведением операций, не позднее даты подачи документов для таможенного оформления товара или срока для представления справки о ПД в случае иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) при проведении той операции, таможенном оформлении той партии товара, ином исполнении обязательств, в результате которого сумма расчетов по контракту (кредитному договору), стоимость товара по контракту, сумма обязательств по контракту (кредитному договору) будет равна или превысит пороговое значение для постановки контракта (кредитного договора) на учет.
С 01.03.2018 г. номер ранее оформленного по контракту (кредитному договору) паспорта сделки (ПС) становится уникальным номером контракта/кредитного договора (УНК).
Справка о подтверждающих документах (далее СПД) продолжает использоваться в условиях действия Инструкции № 181-И и является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов (п. 1.3 гл. 1). Случаи, порядок и сроки предоставления СПД регламентируются гл. 8 Инструкции № 181-И. Форма и порядок заполнения СПД установлены Приложением 6 к Инструкции № 181-И.
Обращаем внимание, что статьей 15.25 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение сроков предоставления СПД.
С 01.03.2018 отменено требование о представлении резидентами в уполномоченный банк справки о валютных операциях.
В соответствии с Инструкцией № 181-И резидент обязан или вправе предоставить документы, связанные с проводимой операцией.
При наличии требования о предоставлении информации об операции (УНК, код вида операции, ожидаемый срок) данная информация может быть предоставлена как в произвольном формате, так и по форме "Сведения о валютной операции", рекомендованной Банком (для оперативности контроля на стороне Банка).
№14 Достаточно ли для исполнения платежа в иностранной валюте направить в Банк только заявление на перевод с указанием основания платежа и реквизитов договора с нерезидентом, сумма которого меньше или равна эквивалента 200000 рублей?Нет, такого заявления на перевод недостаточно.
Согласно пункту 2.7 Инструкции № 181-И при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте резидент в рассматриваемой ситуации должен предоставить в уполномоченный банк информацию о коде вида операции, соответствующем наименованию операции из Приложения 1 к Инструкции № 181-И.
Резидент может использовать для предоставления в Банк ВТБ (ПАО) форму "Сведения о валютной операции" или предоставить информацию в произвольной форме на бумажном носителе или по системе ДБО. В любом случае сведения о валютной операции или иное сообщение клиента должно содержать указание на то, что сумма договора с нерезидентом не превышает в эквиваленте 200000 рублей, в связи с чем документы, связанные с проводимой операцией, не предоставляются.
№15 Можно ли считать наличие во внешнеторговом договоре срока его действия достаточным для выполнения требований Федерального закона № 173-ФЗ о включении в договор информации о сроках исполнения обязательств сторонами (вступают в действие с 14.05.2018), или сроки исполнения должны быть установлены отдельно?По нашему мнению, наличия срока действия договора недостаточно.
Согласно части 1.1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах, заключенных между резидентами и нерезидентами в целях осуществления внешнеторговой деятельности, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам. Срок действия договора может включать также, например, гарантийный период, срок для предъявления возможных претензий после исполнения обязательств или иные дополнительные сроки, не относящиеся к контролю за сроком репатриации средств по внешнеторговым контрактам.
Уважаемые клиенты,
На официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации 20.09.2018 опубликовано Указание Банка России от 05.07.2018 № 4855-У О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
В соответствии с п.2 Указания оно вступает в силу по истечении 60 дней после дня его официального опубликования, то есть с 20.11.2018.
С полным текстом Указания можно ознакомиться на официальном сайте Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru) и в информационно-правовой системе «Консультант».
С 1 марта 2018 года изменяются правила осуществления валютных операций в Российской Федерации. Вступает в силу новая Инструкция Центрального Банка 181-И , которая вводит новые требования к подтверждению валютных операций. Она содержит 190 страниц, отменяет действующую до этого 138 инструкцию ЦБ «О порядке представления банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций , порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».
В настоящей статье я расскажу о 5 важных требованиях новой 181 инструкции ЦБ, при нарушении которых банк обязательно сообщит о выявленных нарушениях валютного контроля в ФНС и ФТС РФ, что повлечет за собой проверку вашей валютной деятельности данными контролирующими службами.
С Вами Ирина Степанова, кандидат экономических наук, Директор Школы Экономики и Права. С Вами Ирина Степанова, кэн, Директор Школы Экономики и Права. Ранее мы работали как Бизнес-Семинары и Тандем-Форум. Наша компания с 1998 года и до настоящего времени организует круглые столы по вопросам валютного регулирования и контроля в РФ.
Как известно, новая Инструкция 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации , о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» вводит ряд послаблений:
- отменяет требование оформления паспорта сделки,
- отменяет справку о валютных операциях,
- исключает необходимость представления подтверждающих документов по договорам, не превышающим 200 тысяч рублей.
При этом сохраняется ряд требований к осуществлению валютных операций, выполнения которых банк будет требовать от вас. В случае непредставления требуемых документов банк будет отказывать в проведении валютной операции .
Банк может отказать в проведении валютной операции не только в случае непредставления подтверждающих документов, но и в случае ФЗ-173 ). Подробнее о ФЗ-173 мы поговорим в следующей статье, а сейчас хочу обратить Ваше внимание на то, что при выявлении нарушений в порядке и сроках предоставления документов по осуществлению валютных операций, банк сообщает в ФНС и ФТС РФ . Следствием чего будет требование о предоставлении подтверждающих документов по валютным операциям от налоговой и/или таможенной службы, штрафные санкции, выездная налоговая или таможенная проверка.
Для того, чтобы избежать всех этих неприятностей, давайте рассмотрим какие основные требования к представляемым документам в соответствии Инструкцией Центрального Банка России № 181-И от 16 августа 2017г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций , о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
5 главных требований инструкции Центрального Банка №181-И
Первое требование — Если проводится операция в иностранной валюте
В банк представляют документы , связанные с проведением операции в иностранной валюте, не позднее 15 рабочих дней после зачисления $(иностранно валюты) на счет либо списания денежных средств со счета.
До представления документов возможно списание с транзитного счета при представлении кода вида операции.
!! Представляется только код вида операции без документов, если сумма сделки с нерезидентом – 200 000 рублей в эквиваленте.
Второе требование – Если проводится валютная операция в рублях
В этом случае представляется расчетный документ по валютной операции (383-П)+ документы , указанные в части 4 статьи 23 №173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”
!! Представляется только расчетный документ по операции (383-П) без документов, если сумма сделки с нерезидентом – 200 000 рублей в эквиваленте.
Когда контракт (кредитный договор) ставится на учет?
Экспорт товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности — если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 6 млн рублей на дату заключения контракта, либо в случае изменения суммы обязательств по контракту —
Импорт товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности — если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 3 млн рублей по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта , либо в случае изменения суммы обязательств по контракту — на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения.
Кредитный договор (договор займа) ставится на учет ,если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 3 млн рублей по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения кредитного договора, либо в случае изменения суммы обязательств по кредитному договору — на дату заключения последних изменений (дополнений) к кредитному договору, предусматривающих такие изменения.
В какие сроки необходимо поставить на учет контракт (кредитный договор)?
- Если оплата осуществляется после вывоза/ввоза товара – не позднее срока подачи Таможенной декларации
- Если расчеты через банк – не позднее расчетов
- Если расчеты через банк-нерезидент — не позднее 30 рабочих дней после месяца, в котором была операция
- Если иное исполнение обязательств – не позднее срока подачи Справки о подтверждающих документах (с учетом, что у банка 3 рабочих дня на проверку указанных документов)
- Если иные случаи – не позднее сроков представления соответствующих документов
Помимо документов, связанных с валютной операцией и операцией и перечисленных выше, резидент, поставивший на учет контракт (кредитный договор), также должен выполнить следующие три требования.
Третье требование — Необходимо предоставлять информацию об уникальном номере контракта (кредитного договора) (УНК)
- при зачислении инвалюты на ТВС – одновременно с представлением информации о коде вида операции или документов, связанных с проведением операций;
- при списании инвалюты с расчетного счета в иностранной валюте – одновременно с распоряжением о списании иностранной валюты ;
- при зачислении рублей на расчетный счет – не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления на расчетный счет резидента , указанной в выписке по операциям на счете либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту;
- при списании рублей с расчетного счета – одновременно с расчетным документом по операции .
Четвертое требование — Необходимо представлять документы, связанные с проведением операции
Что относится к подтверждающим документам (за исключением товаров, декларируемых путем подачи ДТ):
1) документы, используемые в качестве декларации на товары , предусмотренные пунктом 4 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза, заявление на условный выпуск (заявление на выпуск компонента вывозимого товара), предусмотренное статьей 215 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации;
2) транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы,
Дополнительно может представить: иные документы, содержащие сведения о вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, поставке, перемещении) или ввозе товара на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении), оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота
3) акты приема-передачи , счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота
4) иные документы , подтверждающие соответствующее исполнение (изменение, прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору), в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота
Какие сроки подачи подтверждающих документов?
1) не позднее 15 рабочих дней после месяца , в котором на документах, используемых в качестве декларации на товары, заявлении на условный выпуск (заявлении на выпуск компонента вывозимого товара), должностным лицом таможенных органов проставлена отметка о дате их выпуска (условного выпуска) . При наличии на указанных документах нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок, указанный в настоящем подпункте, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска (условного выпуска) товаров, указанной на документе;
2) не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца , в котором были оформлены иные подтверждающие документы . Датой оформления таких подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат — дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе.
Пятое требование — Необходимо представлять информацию об ожидаемых сроках исполнения обязательств при списании с расчетного счета резидента аванса в пользу нерезидента.
Это основные требования к представлению подтверждающих документов по валютным операциям установленные Инструкцией 181-И . Если про них помнить и соблюдать, то Вы застрахуете себя от риска отказа банка в осуществлении валютного платежа. Мы уже упоминали, что Банк может отказать в проведении валютной операции не только в случае непредставления подтверждающих документов , но и в случае если данный валютный платеж нарушит положения статей 9, 12 или 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (ФЗ-173 ).
Завтра в новой статье я расскажу подробнее о требованиях к валютным операциям налагаемых ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле».