Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Ограниченность ресурсов Презентация ограничение экономических ресурсов главная проблема экономики
«Принципы экономики» - Экономическая проблема. Граница производственных возможностей. Принципы экономики. Экономика - наука, изучающая способы удовлетворения потребностей. Производство. Экономический процесс. Блага. Основные вопросы экономики. Закон возрастания альтернативной стоимости. Факторы производства. Потребности и ресурсы.
«Человек и экономика» - Производство: затраты, выручка, прибыль. Золотые руки работника. Производство – процесс создания различных видов экономического продукта. Мастерство работника складывается из специальных знаний, умений. О чем ты узнаешь. Общие затраты производства. Виды бизнеса. Прибыль. Заработанная плата (зарплата) – трудовое денежное вознаграждение.
«Введение в экономику» - Сельское хозяйство. Экономические потребности. Введение в экономику. Экономические системы. Основные понятия. Субституты. Экономический выбор. Кривая производственных возможностей. Личный интерес. Рыночная экономика. Предпринимательские способности. Экономическая свобода. Блага. Современные экономические системы.
«Экономика: наука и хозяйство» - Обмен. Супермакроэкономика. Измерители экономической деятельности. Упражнение. Экономика. Экономика и экономическая деятельность. Потребности человека. Затраты производства. Сущность экономической деятельности. Зачем необходимо изучать экономику. Ограниченность пахотной земли. Обязательные платежи. Умение.
«Экономическая культура общества» - Частное предпринимательство. Экономическое поведение. Ведущее место. Совокупность инструментальных и научно-теоретических знаний. Уровень экономической культуры. Экономическая культура. Научное и инструментальное знание. Совокупность социальных норм. Мировые религии. Понятие экономической культуры общества.
«Экономика и экономическая наука» - Факторы производства. Объем капитала измеряется как в физическом, так и в денежном выражении. Экономическая наука сочетает признаки точной и описательной наук. Доход предпринимателей экономисты назвали прибылью. Экономическая наука. К капиталу принято относить и производственную инфраструктуру. А производство и потребление услуг невозможно разделить во времени.
Всего в теме 25 презентаций
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы ГБОУ школа-интернат №19 Маркачева Татьяна Александровна, учитель информатики и экономики
План Потребности Ограниченность ресурсов Кривая производственных возможностей (КПВ) Альтернативная стоимость Закон убывающей отдачи
Какое экономическое понятие точнее всего характеризует мысль У. Шекспира: «…сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни плохими, а только в нашей оценке»? Прибыль Полезность Деньги Потребности
Специализация, как правило, вызывает: Увеличение цен на производимую продукцию; Снижение объема производства за единицу времени; Повышение профессионально-территориальной подвижности рабочей силы; Ограничение производственных функций работников
На хлебозаводе «Лакомка» увеличилось производство тортов с 4000 до 4800 штук в день. При этом численность занятых работников увеличилась на 20%, а цены на торты выросли на 40%. Как изменилась производительность труда? Не изменилась Выросла на 20% Выросла на 40% Снизилась на 20%
«Пирамида потребностей» по Маслоу Потребность – это присущая человеку нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности его организма, обеспечения безопасности или получения удовольствия.
Круг потребностей людей куда шире, чем набор физиологический условий существования. Возникновение разрыва меду материальными желаниями людей и возможностями их удовлетворения.
Закон возрастающих альтернативных затрат
Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта - дело дорогостоящее. При наличии ограниченных денежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае может выступить в качестве альтернативной стоимости: - затраты на посещение театров; - затраты на изучение японского языка; - затраты на еду и одежду; - затраты на занятия верховой ездой?
Закон убывающей отдачи непрерывное увеличение использования одного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приводит к прекращению роста отдачи от него, а затем и к ее сокращению.
Факторы производства должны использоваться предприятием с соблюдением определенной пропорциональности между постоянными и переменными факторами. В соответствии с этим законом, непрерывное увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приводит к прекращению роста отдачи от него, а затем и к ее сокращению.
Что из перечисленного ниже иллюстрирует закон убывающей отдачи? Падение выпуска продукции по мере вовлечения дополнительных ресурсов; Рост уровня безработицы; Вытеснение мелких фирм крупными; Замедление темпов прироста продукции по мере вовлечения дополнительных ресурсов.
Имея возможность добраться до места работы либо на автобусе, либо на электричке, вы предпочитаете электричку. Компания, осуществляющая автобусные перевозки, вывела на линию новые, более комфортабельные машины, увеличив при этом тарифы за проезд. Как изменится альтернативная стоимость вашего решения пользоваться электричкой.
Родители предложили сыну выбрать подарок на день рождения: либо магнитофон, либо лыжи, либо джинсовый костюм. Сын выбрал магнитофон, но в случае возникновения затруднений с его покупкой был согласен на джинсовый костюм; с наименьшим энтузиазмом он отнесся к идее подарить ему лыжи. Что является альтернативной стоимостью выбора магнитофона?
Родители на день рождения подарили сыну некоторую сумму денег. Сын обдумал возможность купить на эти деньги либо магнитофон, либо лыжи, либо джинсовый костюм. Ему необязательно было тратить на каждый из этих товаров все подаренные деньги, но из трех наиболее привлекательных для него вещей он мог позволить себе купить только одну. Сын решил, что джинсовый костюм для него нужнее, чем лыжи, однако магнитофон ему хотелось иметь больше всего. Магнитофон в итоге и был куплен. Что является альтернативной стоимостью выбора магнитофона.
В гипотетической стране производятся только два товара - компьютеры и соковыжималки, причем все имеющиеся факторы производства используются полностью. Альтернативные варианты производственных возможностей приведены в таблице: Варианты выбора Компьютеры, шт. Соковыжималки, шт. А 150 0 В 130 1000 С 100 2000 D 60 3000 Е 0 4000 Можно утверждать, что альтернативная стоимость производства 3 тыс. соковыжималок равна:
Ипполит Матвеевич Воробьянинов, поистратившись накануне в ресторане, не смог заплатить 30 р. Комиссионного сбора, вследствие чего был с позором изгнан с аукциона и лишен возможности купить стулья. Какова альтернативная стоимость решения Ипполита Матвеевича потратить деньги в ресторане?
Если общая величина расходной части государственного бюджета уже утверждена и не может быть изменена, то альтернативной стоимостью увеличения государственных расходов на содержание аппарата управления может быть …
После окончания школы вы поступили в университет, где обучались бесплатно. Что из перечисленного ниже могло являться альтернативной стоимостью вашего решения поступить в университет?
В гипотетической стране производятся только два товара - промышленные роботы и кухонные комбайны, причем все имеющиеся факторы производства используются полностью. Альтернативные варианты производственных возможностей приведены в таблице: Варианты выбора Роботы, шт. Кухонные комбайны, шт. А 80 0 В 65 100 С 40 200 D 0 300 Можно утверждать, что альтернативная стоимость производства 300 кухонных комбайнов равна.
Разделы: Экономика
На детей обрушивается шквал понятий, связанных
с рыночным типом экономики. Каждый современный
человек должен разбираться в большом количестве
новых терминов и понятий, уметь ориентироваться
в информации, поступающей к нам из различных
источников и пользоваться ею.
На уроке применяются различные формы и методы
работы, такие как работа в группах, игровые
элементы, индивидуальные задания, работа с
графиком и таблицей, тестовые задания.
Учащиеся закрепляют навыки работы с
дополнительным материалом, умение извлекать из
текста основную информацию и делать выводы.
При выполнении домашнего задания даётся
направление для проведения самостоятельного
мини-исследования.
Цели:
- Подвести учащихся к пониманию основной проблемы экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека.
- Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.
- Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями
Оборудование: таблицы, карточки, документы, презентации.
Понятия: экономическая сфера, рынок, рыночная экономика, факторы производства, неэкономические и экономические блага, ресурсы, индивидуум, ограниченность ресурсов, компромиссный выбор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент: сообщение темы и целей урока.
II. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний
1. Подготовка устного ответа по карточкам. (Приложение 1 )
Индивидуальное задание: Вспомнить классификацию потребностей по А.Маслоу и начертить схему иерархии на доске, объяснив всему классу
2. Работа с классом. Игра «Продолжи фразы»
- Все человечество в его истории, современности и перспективе -
- Человек внутри общества вступает в ……
- Основными сферами жизни общества являются…
- Ступени развития общества – это…
- В современном мире Япония и США достигли уровня…
- В этих странах над производством товаров преобладает…
- Если труд – отец богатства, то его мать…
- Секреты технологии получили официальное название…
Ответы: общество; общественные отношения; экономическая, социальная, политическая и духовная; аграрная, индустриальная и постиндустриальная; постиндустриального общества; сфера услуг; земля; «ноу-хау».
Выслушиваются ответы по карточкам.
III. Изучение новой темы
План:
- Потребности и ресурсы: проблема выбора.
- Факторы производства.
- «Невидимая рука» рынка.
Напишите в тетрадь список 10 вещей, которые вы бы
хотели приобрести, теперь зачеркните 5 из них, без
которых вы можете обойтись в данный момент.
Вопрос – классу:
– А теперь, подумайте, все ли желания мы можем
удовлетворить? И почему?
Выслушиваются ответы учащихся. Делаем выводы:
Русский поэт XVIII в. Михаил Матвеевич Херасков
писал,
Желаний никогда своих не умеряем;
Имея, что-нибудь, мы лучшего желаем.
Людям издревле хотелось комфорта, развлечений,
путешествий и много чего ещё. Но для
удовлетворения всех этих потребностей нужно
намного больше ресурсов, чем всегда было
доступно человечеству.
Ограничивает возможность иметь все в этом списке
ограниченность в денежных средствах, ресурсах,
свободной рабочей силе. Проблема выбора помогает
использовать имеющиеся ресурсы наиболее
самостоятельно, экономно. Выбирая, человек
отказывается от тех товаров и услуг, которые не
играют для него роль первоочередных в данный
момент.
Работа с графиком (на доске начерчен график «Причины возникновения экономической ограниченности природных ресурсов»)
Ограниченность
– недостаточность
объёма имеющихся ресурсов всех видов для
производства того объёма благ, который люди
хотели бы получить.
Далее учитель выставляет на стол реальные
товары-блага: бутылка лимонада, плитка шоколада,
книга, и просит выбрать каждого то, что сейчас
больше хочется получить. В ходе опроса
акцентируется внимание на различия ребячьих
желаний, на стремлении каждого получить более
ценное для него благо, на том, какую именно
потребность удовлетворяет конкретное благо.
После предварительной беседы можно вводить
понятия.
Индивидуум – человек с присущими только ему потребностями (жажда, голод …)
Благо – все что удовлетворяет наши потребности. Блага делятся на:
- неэкономические – созданные природой
- экономические – созданные трудом человека.
Для закрепления и корректировки ученики придумывают по 2-3 примера экономических и неэкономических благ. (Например: корабельная роща, вдохновившая художника на картину, благо неэкономическое, а стволы этой рощи, срубленные на постройку судов, уже экономическое благо. Существенным признаком оказывается труд человека, вложенный в благо.)
Экономика – наука, описывающая взаимоотношения индивидуума и блага, поскольку основная часть благ создана в процессе хозяйствования человека, принято определять экономику как науку о рациональном ведении хозяйства.
Дополнительные вопросы:
- Как человек пытается решить проблему ограниченности?
- Какие ресурсы на земле практически безграничны?
- О каких видов товара человек может отказаться в первую очередь? Почему?
- Что называется товарами первой необходимости? Почему?
На экране показывается таблица «Факторы производства»
Учащиеся, совместно с учителем, заполняют вторую часть.
На экране появляется заполненная таблица.
Факторы производства |
|
Пахотные земли, место под производственными объектами, полезные ископаемые, лес, вода, воздух, растительный и животный мир | |
Рабочая сила, человек с его умениями и навыками, здоровьем, образованием, квалификацией. | |
Созданный людьми фактор производства: здания, станки и машины, инструменты, деньги. | |
Предпринимательство |
Готовность и способность предпринимателя идти на риск, наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы ради достижения прибыли. |
Информация |
Знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процессе производства, в управлении производством, планировании дальнейшей предпринимательской деятельности |
Класс делится на 5 групп по 4-5 человек, каждая
группа получает название в соответствии с
каким-либо ресурсом. Группам предстоит
обсудить в чём состоит ограниченность
ресурса, «доставшегося им», и что можно сделать
для исправления ситуации с его истощением.
Выступающие делают свои сообщения.
Учитель, совместно с детьми делает вывод, о том, к
чему приводит ограниченность:
- Люди начали закреплять ресурсы в собственность, т.е. полновластно владеть, пользоваться и распоряжаться ресурсами в целях извлечения прибыли.
Прибыль – превышение выручки от продаж товаров над общей суммой затрат на их изготовление и продажу
Работа с раздаточным материалом – таблицей типов экономических систем. (Приложение 2 )
Заслушивается стихотворение «Песенка о ярмарке» (опережающее задание).
Учащиеся должны ответить на вопросы:
- Что продается на рынке?
- Какой тип экономической системы описан в стихотворении?
«Песенка о ярмарке»
Леонид Филатов (с изменениями)
Будь ты шериф или
ковбой,
Тут
всяк товар необходим
Иль золотоискатель, –
И
сбыть его нетрудно,
Давай отправимся с
тобой
Тут
продается даже дым
На ярмарку,
приятель!
С
костра Джордано Бруно.
Хоть и случается
монет
Здесь вы отыщите легко –
Здесь быстрая
утечка,
Хоть сей продукт и дорог!
Но в мире не было и
нет
Не только птичье молоко,
Приятнее
местечка.
Но даже птичий творог.
Тут продается с
молотка
Ну, словом, кто ты там ни будь,
Что только захотите
–
Пусть даже сам Создатель, –
К примеру, шапка
Спартака
Тебе невредно заглянуть
И туфли
Нефертити.
На ярмарку, приятель!
Тащи хоть сломанный комод,
Хоть дохлую гиену –
Всегда найдется тот чудак,
Который спросит цену.
IV. Закрепление. (Выполнение тестов)
1. Что из перечисленного нельзя охарактеризовать как природные ресурсы?
А) нефть
Б) природный газ
В) уголь
Г) бензин
2. Место, где покупатели и продавцы обмениваются товарами и услугами в экономике, называется:
А) базар
Б) ярмарка
В) рынок
Г) магазин
3. Какие знания люди назвали « ноу-хау»?
А) знания о производстве предмета
Б) знания о природе
В) научные знания о мире
Г) информацию о последних событиях
4. Все, на что направлена трудовая деятельность человека,-
А) предмет труда
Б) средства труда
В) орудия труда
Г) техника
5. Какую главную проблему позволяет решать экономика?
А) наличие дешевой рабочей силы
Б) ограниченности ресурсов
В) социальных последствий
Г) загрязнения окружающей среды
6. Если большинство населения страны занято в с/х и ведет его «дедовскими способами», то это, скорее всего:
А) традиционная система
Б) плановая система
В) рыночная система
Г) смешанная система
7. Если на рынке поднять цены на кондитерские изделия, то последствием этого, скорее всего будет:
А) снижение предложения кондитерских изделий
Б) рост спроса на кондитерские изделия
В) падение спроса на кондитерские изделия
Г) люди перестанут потреблять кондитерские изделия
8. Если на рынке вырастут цены на фрукты, то:
А) желающих покупать их станет больше
Б) желающих продавать их станет меньше
В) желающих продавать их станет больше
Г) ничего не изменится
9. Что из перечисленного не будет последствием конкуренции:
А) снижение цен на рынке
Б) улучшение качества продаваемых товаров
В) расширится ассортимент товаров на рынке
Г) государство запретит расширение конкурентной борьбы
10. Рост конкуренции среди покупателей возникнет, если:
А) произойдет снижение цен
Б) вырастет качество производимых товаров
В) возникнет дефицит товаров
Г) вырастет производство товаров
Ключ к тесту: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – а, 5 – б, 6 – а, 7 – в, 8 – в, 9 – г, 10 – в.
V. Итоги урока. Домашнее задание
- Подобрать материалы СМИ о мероприятиях нашего правительства в сфере деятельности с ограниченными ресурсами.
- Учить термины.
- Ответить на вопросы после параграфа.
экономика, 10, баз.ур.
Урок № 2
ТЕМА 1. Главные вопросы экономики
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы
Д.З.: § 2, словарь, таблица
Ред. А.И. Колмаков
Цели урока
- содействовать осознанию что такое экономика;
- формировать умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные
- развивать экономический образ мышления;
- воспитывать ответственность за экономические решения
Универсальные учебные действия
- Знать и понимать основные проблемы экономики;
- Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации
Понятия, термины
- экономика;
- потребность;
- факторы производства;
- блага;
- домашнее хозяйство;
- труд, земля, капитал;
- специализация и обмен;
- предпринимательские способности;
- товар;
- услуга;
- торговля
Контрольные вопросы
- Что такое экономика?
- Каковы основные проблемы экономической науки? Назовите и охарактеризуйте их.
- Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления?
- Какова роль экономической деятельности в этом процессе?
- Какими способами можно увеличить объём производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?
Проверка знаний
- Что такое экономические блага и чем они отличаются от даровых благ ?
- В чём состоят основные преимущества специализации ?
Блага
Природные
(даровые)
Экономические
- созданные
природой
- созданные
человеком
Проверка знаний
Преимущества специализации - это
- увеличение количества произведенных благ
- увеличение ассортимента благ
- скорость, с которой эти блага производятся.
Изучение нового материала
- Нужда и потребность.
- Ограниченность.
- Прибыль.
- Проблема выбора.
- Цена выбора.
Нужда и потребность.
В чём состоит основная задача хозяйственной деятельности ?
Удовлетворение потребностей
- основная задача хозяйственной деятельности.
«Любой человек занимаясь хозяйственной деятельностью, думает только об удовлетворении собственных потребностей, и не думает о той пользе, которую он приносит обществу».
Адам Смит
Основные потребности.
Какие основные потребности человека вы знаете?
- В пище
- В одежде
- В жилье
- В лечении
- В безопасности
Все эти потребности необходимы для простого выживания
Потребность в
самореализации
Эстетические
потребности
Пирамида потребностей А. Маслоу
Познавательные
потребности
Потребность
в уважении
Потребность в
принадлежности и любви
Потребность в безопасности
Физиологические потребности
Все ли свои потребности может удовлетворить человек?
Как соотносятся потребности человека и количество имеющихся ресурсов?
количество имеющихся ресурсов
потребности человека
Задача хозяйственного механизма – удовлетворение всех потребностей человека!!!
Природные
Экономические
Ресурсы
Какие ресурсы более ограничены?
Ограниченность ресурсов – недостаточность количества, уже имеющихся в наличии, ресурсов .
Запасы природных ресурсов встречаются на планете Земля чаще, чем экономических, но не все они доступны людям.
Вспомните какие экономические ресурсы (факторы производства) вы знаете?
Чем ограничены экономические ресурсы?
Объем ресурсов природы
Время
Существующие ресурсы
Объем ресурсов, потребных людям
Экономическая ограниченность природных ресурсов.
Дефицит
14 -9 тыс. лет до н.э.
Ограниченность экономических ресурсов.
Ресурс
Ограниченность
Труд
Количеством трудоспособных граждан, способностями человека.
Земля
Географическое положение страны, наличие полезных ископаемых.
Капитал
Экономическая ситуация в стране, уровень развития НТП.
Предприни-мательство
Отсутствие способностей, таланта.
Информация
Способности человека, наличие ресурса.
Пути преодоления ограниченности.
Ресурс
Пути преодоления
Труд
Приглашение рабочих из-за рубежа, переобучение или переквалификация «своих» рабочих
Земля
«Облагораживание» земли, поиск полезных ископаемых в новых местах.
Капитал
Строительство новых капитальных сооружений.
Предприни-мательство
Развивать предпринимательский талант, издание законов, направленных на защиту предпринимательства.
Информация
Обучение персонала, поиск новых путей получения информации.
Возникновение первой собственности.
Ограниченность ресурсов побудила людей закреплять экономические ресурсы в собственность.
… люди получили право полновластно:
- Владеть
- Пользоваться
- Распоряжаться ресурсами.
Остальные люди должны уважать это право.
Виды дохода от использования экономических ресурсов.
Ресурс (фактор производства)
Доход
1. Труд
Заработная плата.
2. Земля
Рента – доход от использования земли.
3. Капитал
- Часть прибыли.
- Проценты
4. Предприни-мательство
Прибыль
5. Информация
Прибыль.
Задача
Наимен. товара
Кол-во
Карандаш
Цена, руб.
Ручка
Ластик
Выручка, руб.
Линейка
Затраты, руб.
Прибыль, руб.
Итого
Прибыль - превышение выручки от продаж товаров над общей суммой затрат на производство этих товаров.
Прибыль = Выручка - Затраты
Задача
Определите прибыль от продажи товаров, если:
Наимен. товара
Кол-во
Карандаш
Ручка
Цена, руб.
Выручка, руб.
Ластик
Линейка
Затраты, руб.
Итого
Прибыль, руб.
Проблема выбора.
Что произвести?
В каком
количестве?
Вот основная проблема современного производителя.
Ограниченность ресурсов ставит человека перед выбором.
владелец
Процент – часть стоимости
пользователь
Цена выбора - ценность тех товаров и услуг, от которых человек вынужден отказаться, приобретая более нужное..
Невозможно одновременно сделать из одного и того же куска металла и стиральную машину и холодильник.
Стиральная машина
Холодильник
Выбираю стиральную машину, т.е., холодильник – то благо, от которого я отказываюсь, в пользу стиральной машины
Вывод.
Вставь пропущенные слова.
………………… .. потребностей и ……………….. ресурсов.
- Это заставляет людей делать
и определять …………… ………………….
- и определять …………… ………………….
Вывод.
Вставь пропущенные слова.
- Главной экономической проблемой является -
безграничность потребностей и ограниченность ресурсов.
выбор
- Это заставляет людей делать
и определять цену выбора .
- и определять цену выбора .
Которую потом приходиться платить.
? Для самоконтроля
1. Назовите основные виды экономических ресурсов.
2. Перечислите виды дохода, получаемые в результате использования ресурсов.
3. С какой проблемой сталкивается человек, в результате своей деятельности?
1. Ресурсом не является:
1. Экономика изучает:
- земля;
- ядохимикаты;
- вода;
- нет правильного ответа.
- как семья тратит свой доход;
- как фирма выбирает факторы производства;
- почему государство вводит налоги и субсидии;
- все вышеперечисленное.
Тест. Главные вопросы экономики
2. Экономическая теория - это наука:
2. Человек в нашем обществе является участником экономической жизни:
- об обществе;
- о природе, так как природа дает все блага;
- в равной степени как о природе, так и об обществе;
- о природе, так как в природе находятся все ресурсы.
- всегда;
- когда становится безработным;
- когда становится частным предпринимателем;
- когда работает на государственной службе.
Тест. Главные вопросы экономики
3. Основным участником экономической жизни общества является:
3. Государство получает необходимые ему ресурсы через
- фирма;
- государство;
- семья;
- банки.
- рынок товаров;
- рынок ресурсов;
- непосредственно, минуя всякие рынки;
- верно (б) и (в).
Тест. Главные вопросы экономики
4. Примером дарового блага служит:
4. Правительство принимает решения по регулированию экономики, исходя из:
- проезд в метро;
- воздух;
- подарок;
- гамбургер.
- микроэкономической теории;
- макроэкономической теории;
- верно (а) и (б);
- собственных соображений.
Тест. Главные вопросы экономики
5. Экономическое благо - это:
5. Объем даровых благ:
- любое благо, которое имеется в экономике;
- благо, количество которого можно увеличить, не затрачивая при этом ресурсов;
- благо, которое необходимо распределять;
- например, прогулка на свежем воздухе.
- меньше потребностей людей;
- соответствует потребностям людей
- больше потребностей людей;
- несоизмерим с потребностями.
Тест. Главные вопросы экономики
6. Укажите, что из ниже перечисленного не является фактором производства:
6. Разделение труда и специализация произошли:
- земельные угодья;
- угольный карьер;
- акция;
- озеро.
- в XIX веке;
- в средние века;
- при рабовладельческом строе;
- при первобытно-общинном строе.
Тест. Главные вопросы экономики
7. Производительность труда показывает:
7. Рост производительности происходит из-за:
- сколько человек должно работать, чтобы выполнить заданный объем работ;
- сколько продукции может произвести весь коллектив;
- сколько человек должно быть занято, чтобы произвести единицу продукции за час;
- сколько изделий сделает один рабочий за единицу времени.
- увеличения потребления товаров;
- улучшения торговли;
- специализации труда;
- роста населения.
Тест. Главные вопросы экономики
8. К числу основных потребностей людей не относится потребность:
8. Что из ниже перечисленного не является ограниченным:
- в просмотре кинофильма;
- в пище;
- в жилье;
- в медицинском обслуживании.
- проезд в наземном транспорте;
- посещение театра;
- воздух;
- верно (а) и (в).
Тест. Главные вопросы экономики
9. Прибыль фирмы - это:
9. Доход владельца земельного участка называется:
- выручка от продажи произведенной продукции;
- выручка от продаж за вычетом налогов на производство;
- разница между выручкой от продаж и затратами на производство;
- нет правильного ответа.
- прибылью;
- рентой;
- выручкой;
- процентом.
Тест. Главные вопросы экономики
10. Кривая производственных возможностей отображает:
а) сочетание возможных ресурсов;
б) сочетание двух благ, которые хотели бы получить потребители;
в) зависимость максимального выпуска одного блага от заданного производства другого блага;
г) зависимость выпуска блага от заданных ресурсов.
10. В экономике может быть произведена комбинация благ, если соответствующая ей точка находится:
а) выше кривой производственных возможностей;
б) ниже кривой производственных возможностей;
в) на самой кривой производственных возможностей;
г) верно (б) и (в).
Тест. Главные вопросы экономики
11. Если блага будут распределяться по «праву сильного», то:
а) в обществе наступит справедливость;
б) самыми богатыми людьми будут мудрецы;
в) в обществе наступит капитализм;
г) у людей пропадет интерес к труду.
11. Основной потребностью человека является необходимость:
- в посещении музея;
- в ужине в ресторане;
- в чтении книги;
- в жилье.
Тест. Главные вопросы экономики
12. Какое из приведенных ниже утверждений правильное?
а) Даровое благо ограничено, а экономическое благо не ограничено;
б) даровое благо не ограничено, а экономическое благо ограничено;
в) даровое и экономическое блага ограничены;
г) даровое и экономическое блага не ограничены.
12. Мелиорация пустынных земель:
а) снижает ограниченность земли;
б) увеличивает ограниченность земли;
в) на ограниченность земли не влияет;
г) увеличивает капитал в стране.
Тест. Главные вопросы экономики
13. Понятие «пользоваться ресурсом» означает, что:
а) пользователь может использовать ресурс по своему усмотрению;
б) пользователь может продать ресурс;
в) пользователь является хозяином ресурса;
г) верно (а) и (б).
13. Если предприниматель отдал в аренду свой автомобиль, то его доход от данной сделки называется:
а) прибылью;
б) рентой;
в) процентом;
г) выручкой.
Тест. Главные вопросы экономики
14. К главным вопросам экономики не относится:
а) что производить;
б) как производить;
в) сколько производить;
г) нет правильного ответа.
14. Если в экономике увеличивается количество факторов производства, то кривая производственных возможностей:
а) сдвинется к началу координат (влево-вниз);
в) не изменится;
Тест. Главные вопросы экономики
15. Кривая производственных возможностей позволяет ответить на вопрос:
а) в каком количестве могут быть произведены блага;
б) каким образом могут быть произведены блага;
в) каким образом распределяются блага в экономике;
г) верно (а), (б) и (в).
15. Введение «принципа уравнительности» В экономике:
а) позволит распределить блага по справедливости;
б) увеличит производственные возможности страны;
в) снизит производственные возможности страны;
г) приведет к росту благосостояния каждого человека.
рефлексия
Рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Тема 2. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы
План: Основные потребности людей. Пирамида потребностей по Маслоу. Причины возникновения экономической ограниченности природных ресурсов. Ограниченность факторов производства и порождаемые ею проблемы. Собственность и ее основные виды. Юридические права на собственность. Факторные доходы. Цена выбора. Методы определения выбора.
1. Основные потребности людей. Пирамида потребностей по Маслоу. Первой задачей экономики является удовлетворение основных нужд. Именно они являются основной формирования конкретных потребностей людей.
Основные жизненные потребности людей: Пища; Одежда; Жилье; Лечение; Безопасность. Все они нужны для простого выживания.
Пирамида потребностей по Маслоу.
2. Причины возникновения экономической ограниченности природных ресурсов. Перед экономикой стоит сложная задача: Круг потребностей людей шире, чем набор физиологических условий существования.
С ограниченностью ресурсов человечество столкнулось еще на заре истории
4. Ограниченность факторов производства и порождаемые ею проблемы Ограниченность – недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того количества благ, которое люди хотели бы получить. Ограниченность – явление всеохватывающее.
Ограниченность факторов производства и производимых с их помощью благ является главной проблемой экономики
Ограниченность труда: Число трудоспособных жителей строго фиксировано в любой момент. По физическим и умственным способностям, имеющимися навыками лишь только часть граждан пригодна для выполнения конкретных работ.
Ограниченность земли: Определяется географией страны; Количеством в ее недрах месторождений полезных ископаемых.
Ограниченность капитала: Определяется предыдущим развитием страны, тем какой производственный потенциал она накопила.
Ограниченность предпринимательской способности: Не каждый из нас может быть предпринимателем.
Ограниченность ресурсов порождает: Возникновение права собственности; Проблему выбора.
4. Собственность и ее основные виды. Юридические права на собственность Собственность можно классифицировать по различным признакам: По форме присвоения Индивидуальная (личное подсобное хозяйство); Коллективная (кооперативы, акционерные производства); Государственную (общегосударственная, муниципальная)
2. По форме права собственности: Частную (юридические лица, предприятия, организации); Совместную; Государственную (федеральные республики, муниципальные).
3. По субъектам и объектам: По объектам (продукты, рабочая сила, дома); По субъектам (отдельные граждане, группы, семьи).
Частная собственность Все права и владения закреплены законом за одним человеком. Для выгоды или удобства индивидуальные предприниматели могут объединять свои собственности. В частной собственности могут быть дома, земля, личное имущество семей, разнообразные предприятия.
Муниципальная собственность Имущество на праве собственности принадлежит городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Здесь от имени муниципального образования реализацию прав собственности осуществляют органы местного самоуправления.
Государственная собственность Все объекты не только города, но и страны доступные для всех жителей. Медицинские центы, здания государственных органов и т.д.. Эти объекты закрепляются в государственной собственности, а управляют ими государственные служащие, которых на эти должности назначает президент.
Юридические права на собственность Право владения; Право пользования; Право управления; Право на доход; Право на «капитальную ценность» вещи; Право на безопасность; Право перехода вещи по наследству; Бессрочность; Запрещенность вредного использования; Ответственность в виде взыскания (в счет долга) Остаточный характер.
5. Факторные доходы Факторные доходы – вознаграждение, получаемое владельцами факторов производства за то, что они предоставляют их в пользование для организации текущего производства благ. Труд – заработная плата; Владелец земли – рента; Владелец капитала (зданий, сооружений) – часть прибыли; Владелец капитала – проценты.
6. Цена выбора. Методы определения выбора. Ограниченность ресурсов порождает проблему выбора. Люди всегда выбирают на что потратить ресурсы.
Любой выбор имеет свою цену, которую называют: Либо альтернативные издержки; Либо упущенная выгода; Либо цена выбора.
Цена выбора – ценность для человека наиболее предпочтительного из благ, получение которых становится невозможным при избранном способе использования ограниченных ресурсов.
Люди всегда отвечают на три главных вопроса в экономики: Что и в каком количестве производить? Как производить? Для кого производить?
Методы определения выбора: Традиционный – распределение производится на основе традиций, существующих в обществе; Централизованный – распределение производится из центрального органа управления экономикой; Рыночный – распределение на основе рыночного механизма. В большинстве стран преобладает рыночный механизм.
Спасибо за внимание Презентацию подготовила учитель экономики – МБОУ СОШ №5 г.Кашин Данильчук Анжелика Александровна