Значимость участков недр континентального шельфа в последнее время неуклонно возрастает. В шельфовой зоне Мирового океана сосредоточено, по оценкам экспертов, более 60 процентов мировых запасов нефти и газа. Размеры залежей ильменита, рутила, циркония, касситерита, магнетита, золота, платины, алмазов, тантала и ниобия на дне Мирового океана вполне сопоставимы с их запасами на суше.

Различие в правовом регулировании использования ресурсов недр территории Российской Федерации, ресурсов недр территориального моря и внутренних морских вод, с одной стороны, и территорий исключительной экономической зоны Российской Федерации и пространств, включающих в себя недра континентального шельфа РФ, с другой, определяется их правовым статусом. Территориальное море и внутренние морские воды являются частью территории российского государства. Российская Федерация, обладая суверенными правами в отношении территории государства, вправе устанавливать юридически обязательные правила использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности. Права Российской Федерации и других государств в отношении природных ресурсов (в том числе и ресурсов участков недр) их континентальных шельфов закреплены в нормах международного права. Основополагающим нормативным актом в этой области является Конвенция ООН по морскому праву. Конвенция, подписанная в 1982 г. 119 странами мирового содружества, впервые установила правовой режим различных морских пространств, природных ресурсов Мирового океана и его дна.

Согласно ст.77 Конвенции 1982 г. прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Исключительность прав государства на территориальный шельф заключается в том, что если прибрежное государство не осваивает природные ресурсы своего шельфа, то никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства.

Федеральные законы РФ “ О континентальном шельфе Российской Федерации”, “ О недрах”, “ Об исключительной экономической зоне РФ” не определяют права собственности на природные ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны России, что в ряде случаев порождает противоречивые суждения об их правовом режиме. Можно встретить утверждения о том, что “ наиболее значимые для общества природные ресурсы. как на территории Российской Федерации, так и на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации сохранены в государственной собственности”. Другие авторы справедливо полагают, что природные ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ не могут находиться в государственной собственности, поскольку российское законодательство исходит из приоритета общепризнанных принципов и норм международного права, которое не признает за прибрежными государствами права собственности на природные ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны. С учетом этого, законодатель справедливо не упоминает в федеральных законах о праве собственности на природные ресурсы в районах, находящихся вне суверенитета государства. Достаточно определенно правовой режим природных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ в российском законодательстве устанавливается базовыми федеральными законами, регулирующими недропользование. Федеральный закон РФ “ О недрах” указывает, что отношения недропользования на континентальном шельфе регулируются названным законом в соответствии с законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права. Нормативные установления ст.5 ФЗ РФ “ О континентальном шельфе Российской Федерации” исчерпывающе определяют содержание исключительных прав России в отношении различных видов пользования недрами шельфа, не упоминая о праве собственности на его природные ресурсы. Согласно ФЗ РФ “ Об исключительной экономической зоне РФ”, исключительная экономическая зона Российской Федерации - это морской район с особым правовым режимом, устанавливаемым указанным законом и нормами международного права.

Статья 2 ФЗ РФ “ О недрах” относит неиспользуемые части недр в пределах континентального шельфа РФ к государственному фонду недр. А. Вылегжанин полагает, что в ст.1-2 ФЗ РФ “О недрах” закрепляется единая для обоих видов недр (находящихся под и вне юрисдикции государства) норма о запрете оборота участков недр. Отнесение участков недр к государственному фонду недр, само по себе, еще не говорит о притязаниях государства на правомочия владения, распоряжения и пользования ими. Следовательно, нет оснований к тому, чтобы ресурсы недр, в отношении которых государство обладает исключительными суверенными правами, отнести к государственной собственности. Тем более, что законодатель никак не связывает государственный фонд недр с теми материальными объектами, которые, в соответствии с горным и иным законодательством РФ, отнесены к федеральной собственности.

Рассматривая правовое положение природных ресурсов территориального моря РФ, цитируемый автор разделяет государственную собственность на федеральную, собственность субъектов Федерации, неразделенную собственность Федерации и субъектов Федерации, и неразделенную собственность субъектов Федерации. Иными словами, ряд природных ресурсов находится в собственности нескольких субъектов, права и обязанности которых в отношении своей собственности не определены. Имущество, находясь в собственности нескольких лиц, в соответствии с российским гражданским законодательством, может находиться либо в общей долевой, либо в общей совместной собственности. Понятия “ неразделенной собственности” российское законодательство не знает. Действительно, ст.72 Конституции РФ определяет, что вопросы пользования, владения и распоряжения природными ресурсами РФ относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Но это конституционное положение не должно трактоваться как установление общей (федеральной и субъектов Федерации) собственности на природные ресурсы. Природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной или частной собственности в соответствии с установлениями природоресурсного законодательства, однако общие положения права собственности формулируются гражданским правом. И если оно не предусматривает режима “ неразделенной собственности”, то природоресурсное законодательство не вправе это делать.

А. Вылегжанин ставит под вопрос правомерность отнесения ресурсов территориальных вод к федеральной собственности, мотивируя это тем, что, в соответствии со ст.71 Конституции РФ к компетенции Федерации в этой области относится только “ определение статуса и защиты” территориального моря. В соответствии со ст.72 Конституции РФ вопросы пользования, владения и распоряжения природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Совместное ведение Федерации и ее субъектов по вопросам пользования, владения и распоряжения определенными объектами собственности не означает права общей собственности (долевой или совместной) на эти объекты. Совместное ведение, по любым вопросам, включая вопросы собственности, предполагает, что по ним могут издаваться как федеральные законы и федеральные подзаконные нормативные акты, так и нормативные и подзаконные акты субъектов Федерации. Субъекты Российской Федерации реализуют свое право совместного ведения в отношении пользования, владения и распоряжения природными ресурсами в случае, например, заключения соглашения о разделе продукции, в которых одним из субъектов является орган исполнительной власти субъекта Федерации. В других случаях разрешение (лицензия) на право предоставления участка недр в пользование выдается по совместному решению федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъекта РФ.

Субъекты Российской Федерации принимают участие в нормативной и иной юридически значимой деятельности (применительно к ст. 72 Конституции РФ) в тех и только тех случаях, когда подлежащие нормативному регулированию общественные отношения возникают или могут возникнуть в связи с юридической деятельностью субъекта Федерации или на его территории. Если отношения, требующие совместного правового регулирования, не затрагивают прав и интересов иных субъектов РФ, то такие субъекты Федерации не могут (не должны) являться участниками нормотворческого процесса. Природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря РФ находятся вне территории любого из субъектов Российской Федерации и поэтому ни один из них не вправе устанавливать правила (хотя бы и по согласованию с Российской Федерацией) пользования природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря РФ.

Континентальный шельф, по российскому законодательству, включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря

Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам РФ. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

С учетом делимитаций континентального шельфа, производимых между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или являются смежными с ее побережьем, на основе международных договоров РФ или норм международного права, внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

В развитие норм международного права в сфере регулирования отношений по использованию природных ресурсов континентального шельфа был принят Федеральный закон “ О континентальном шельфе РФ”. Статья 5 Закона, устанавливая исключительные права России на континентальный шельф, определяет их содержание. Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет: 1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без согласия РФ; 2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей; 3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности; 4) юрисдикцию в отношении: морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронением отходов и других материалов; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами. Россия, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не вправе препятствовать осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Федеральные органы государственной власти обладают широкими полномочиями в области регулирования отношений недропользования на континентальном шельфе. К основным из них относятся:

Определение стратегии ресурсопользования на континентальном шельфе на основе заключений государственной экологической экспертизы, с учетом интересов коренных малочисленных народов и населения, проживающего на территориях, прилегающих к морскому побережью РФ;

Установление порядка проведения конкурсов(аукционов) на получение права пользования участками континентального шельфа, использования его минеральных ресурсов, включая лицензирование, разработку соответствующих стандартов (норм и правил);

Государственный горный надзор, включая контроль за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов;

Регистрация работ по использованию ресурсов континентального шельфа и его участков, составление федерального баланса запасов минеральных ресурсов;

Введение запретов, ограничений и особых условий пользования морским дном и его недрами на отдельных участках континентального шельфа в связи с освоением минеральных ресурсов, а также в местах нереста живых ресурсов;

Регулирование и проведение ресурсных и морских научных исследований;

Установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за пользование участками континентального шельфа в целях поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов, а также за использование живых ресурсов;

Регулирование создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений, условий и требований прокладки подводных кабелей и трубопроводов в целях изучения, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов и в иных целях;

Ведение Российского государственного фонда данных о состоянии континентального шельфа и его ресурсов;

Разрешение споров в отношении континентального шельфа и деятельности на нем;

Заключение и реализация соглашений о разделе продукции, международных договоров РФ в отношении континентального шельфа и его участков.

Пользователями участков недр континентального шельфа могут быть физические и юридические лица РФ и иностранных государств, а также создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, являющиеся стороной соглашения о разделе продукции, при условии, что участники такого объединения несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение ………………………………………… ………………………3
1.1. Характеристика континентального шельфа. Объекты правовой охраны……………………………………………………………… …………..4
1.2. Права Российской Федерации на континентальном шельфе……6
1.3. Экономическое регулирование и правовое обеспечение исполнения законодательства о континентальном шельфе. Полномочия федеральных органов государства по охране недр континентального шельфа, исключительной экономической зоны России и Мирового океана……………………………………………………………… ……...…...12

Заключение ……………………………….… …………………………17
Список литературы ……………………………………………….… .18

Введение

Рассмотрению данной темы с каждым годом уделяется все большее внимание международным и национальным законодательством. Причины этого, с одной стороны, заключаются в экологическом значении Мирового океана и глобальном характере угроз, связанных с изменением его уровня, ухудшением качества морских вод, снижением биоразнообразия, ростом экологических катастроф и бедствий на море и т.п. С другой стороны, возрастает роль живых и минеральных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны в обеспечении жизненных потребностей людей.
В настоящее время 94% рыбной продукции добывается не во внутренних водах, а в водах исключительной экономической зоны.
Поэтому использование и охрану континентального шельфа и исключительной экономической зоны регулируют многочисленные акты. В их числе федеральные законы о континентальном шельфе, исключительной экономической зоне, морских водах, указы Президента РФ об охране морских ресурсов, постановления Правительства РФ о лицензировании, плате за пользование минеральными и биологическими ресурсами акваторий и т.п. Существенную роль играют акты международного морского и экологического права.

Правовая охрана недр континентального шельфа, исключительной экономической зоны России и Мирового океана.

1.1. Характеристика континентального шельфа. Объекты правовой охраны.
Континентальный шельф – это прибрежное морское (океаническое) мелководье, имеющее аналогичное соседней суше геологическое строение, являющееся наиболее продуктивной и производительной для хозяйственного использования, населенной живыми организмами частью акватории с определенными внутренними и внешними границами. 1
Согласно Женевской конвенции 1958 г. понятие континентального шельфа охватывает поверхность и недра подводных районов прибрежного государства, примыкающих к берегу, но находящихся не пределов территориального моря, до глубины 200 м. или за этими пределами до такого места, до которого глубина покрывающих его вод позволяет вести разработку естественных богатств. Поверхность и недра морского дна, впадин, расположенных в сплошном массиве континентального шельфа независимо от глубины, являются его частью. Определение континентального шельфа применяется также во всем островам Российской Федерации.
Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря, а внешняя находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница окраины подводного материка не простирается на расстоянии более 200 миль. Его подводная окраина материка простирается на расстоянии более 200 морских миль от указанных исходных линий, то внешняя граница совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права. Линии внешних границ или заменяющие их перечни географических координат точек с указанием исходных основных, геодезических данных, утвержденные Правительством РФ, и делимитационные линии, определенные международными договорами РФ или на основе норм международного права, указываются на картах установленного масштаба или публикуются в «Извещениях мореплавателем».
Минеральные ресурсы континентального шельфа – минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр.
Живые ресурсы континентального шельфа – это живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находятся в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (моллюски, Гуки и т.п.).
Исключительная экономическая зона РФ – морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным федеральными законами, международными договорами РФ и нормами международного права.
Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам РФ, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. 2
Живые ресурсы исключительной экономической зоны – все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, а также других водных биологических ресурсов, за исключением живых организмов «сидячих видов» дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом «О континентальном шельфе РФ».
Неживые ресурсы исключительной экономической зоны – минеральные ресурсы вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения, энергия приливов, течений и ветра, другие возможные виды неживых ресурсов. 3

1.2. Права Российской Федерации на Континентальном шельфе.
Как уже упоминалось, одной из особенностей регулирования использования континентального шельфа является то, что континентальный шельф находится в исключительной собственности Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации. 4
В этом проявляется исключительность права Российской Федерации на континентальный шельф.
Исключительное право разрешать регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей, а также право сооружать, разрешать сооружение и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений выражается в особом порядке выдачи разрешений субъектам, намеревающимся проводить такие работы, а также в принятии специальных нормативных актов, регулирующих сами работы.
Кроме того, Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской» среды в связи с проведением работ на континентальном шельфе; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации. Однако юрисдикция Российской Федерации ограничивается только континентальным шельфом и не распространяется ни на покрывающие его воды, ни на воздушное пространство над водами, что закреплено в ФЗ «О континентальном шельфе» от 25 ноября 1995 г.
Реализация прав Российской Федерации возложена на федеральные органы государственной власти. В их полномочия входят действия, связанные с разработкой и совершенствованием законодательства о континентальном шельфе, а также с координацией органов государственной власти; определение стратегии деятельности на континентальном шельфе в соответствии с правами Российской Федерации, в том числе и в международных отношениях, установление порядка лицензирования и порядка использования ресурсов континентального шельфа и проведения научных исследований, контроль за использованием минеральных и живых ресурсов континентального шельфа; организация и проведение контроля за соблюдением природоохранных мер на континентальном шельфе.
Лица, заинтересованные в разработке ресурсов континентального шельфа (российские и иностранные юридические и физические лица), обязаны получить разрешение (лицензию) органов государственного управления Российской Федерации (Правительства Российской Федерации и уполномоченных им государственных органов), которые уполномочены осуществлять управление данным объектом. 5
Использование ресурсов континентального шельфа должно вестись в полном соответствии с требованиями природоресурсного и природоохранного законодательства, законодательства об использовании водных объектов.
Изучение разведка и разработка минеральных ресурсов разрешаются физическим и юридическим лицам Российской Федерации, и иностранным физическим и юридическим лицам. Участки шельфа предоставляются для регионального геологического изучения, поиска минеральных ресурсов, разведки и разработки минеральных ресурсов, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, сбора геологических коллекционных материалов. 0собенностью предоставления участков континентального шельфа в указанных целях является то, что законодательством установлено условие в соответствии, с которым предоставление пользователям участков определяется экономическими интересами Российской Федерации и осуществляется таким образом, что преимущественные права при прочих равных условиях предоставляются пользователям, максимально использующим возможности промышленности Российской Федерации. 6
В интересах обеспечения безопасности и развития промышленности Российской Федерации могут вводиться ограничения на участие иностранных пользователей в конкурсах и аукционах на поиск разведку и разработку отдельных участков, а также проведение конкурсов (аукционов) только с участием российских пользователей.
Упомянутый вид использования континентального шельфа может быть осуществлен только на основе лицензии, выданной соответствующим федеральным государственным органом по геологии и использованию недр по согласованию с иными уполномоченными законодательством органами.
Не могут быть выданы лицензии на использование участков континентального шельфа для изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов, если они являются заповедниками, заказниками, заповедными зонами или другими особо охраняемыми территориями континентального шельфа. 7
Право пользования участками, предоставленное на основании лицензии, не может быть передано в порядке переуступки прав предусмотренном гражданским законодательством
К изучению и использованию живых ресурсов континентального шельфа относятся вылов живых ресурсов в научно-исследовательских, контрольных, учебных и культурно-просветительских целях, а также для воспроизводства, акклиматизации; разведка и промысел живых ресурсов, их товарное выращивание любительский и спортивный вылов живых ресурсов.
Право на использование живых ресурсов континентального шельфа предоставляется физическим и юридическим лицам Российской Федерации и физическим и юридическим лицам иностранных государств, иностранным государствам и компетентным международным организациям.
Использование живых ресурсов континентального шельфа происходит на основании лицензии, выдаваемой конкретно на каждый из перечисленных видов использования федеральным государственным органом по рыболовству.
Распространенный вид использования шельфа - создание искусственных сооружений. Искусственными сооружениями по законодательству являются искусственные острова, установки и собственно сооружения. 8 Они не обладают статусом островов и не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
Создавать все перечисленные виды сооружений могут, федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации физические и юридические лица Российской Федерации, иностранные государства, их физические и юридические лица; компетентные международные организации.
Лица, желающие создать сооружения на континентальном шельфе, должны подать запрос, который должен содержать определенный законодательством перечень обязательных сведений. Среди них - цели создания сооружений, методы проведения работ, сроки началам окончания создания и использования сооружений; описание экологических последствий, меры по предупреждению или снижению возможного ущерба морской среде, минеральным и живым ресурсам и др.
Создание сооружений производится на основании разрешения, которое выдается специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
Научные исследования, на континентальном шельфе ведутся федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, физическими и юридическими лицами Российской Федерации, а также иностранными государствами, их физическими и юридическими лицами, компетентными международными организациями.
Запросы заинтересованных лиц принимает на рассмотрение специально уполномоченный федеральный орган по науке и технической политике в порядке, установленном Федеральным законом о континентальном шельфе и международными договорами,
и т.д.................

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА - по определению ФЗ "О континентальном шельфе" от 25 октября 1995 г. "минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (далее - минеральные ресурсы), а также живые организмы, относящиеся к "сидячим видам", то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (далее - живые ресурсы)". Перечень видов живых организмов, являющихся П.р.к.ш., устанавливается федеральным органом по рыболовству Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в ведении РФ; деятельность по их разведке, разработке (промыслу) и охране входит в компетенцию Правительства РФ.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА" в других словарях:

    ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА - минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (далее минеральные ресурсы), а тж. живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», т.е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на… … Юридическая энциклопедия

    Природные ресурсы континентального шельфа - минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (далее минеральные ресурсы), а также живые организмы, относящиеся к сидячим видам, то есть организмы, которые в период, когда возможна их добыча (вылов), находятся в неподвижном… … Официальная терминология

    Природные ресурсы континентального шельфа - – 1). Согласно Конвенции ООН по морскому праву, это, находящиеся in situ в пределах между боковыми, внутренней и внешней границами континентального шельфа данного прибрежного государства. 2). Согласно Закону РФ «О континентальном шельфе… … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

    Минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (далее минеральные ресурсы), а т.ж. живые организмы, относящиеся к сидячим видам, т.е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на… … Энциклопедический словарь экономики и права

    природные ресурсы континентального шельфа - по определению ФЗ О континентальном шельфе от 25 октября 1995 г. минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (далее минеральные ресурсы), а также живые организмы, относящиеся к сидячим видам, то есть организмы, которые в период … Большой юридический словарь

    Природные ресурсы континентального шельфа - минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр... а также живые организмы, относящиеся к сидячим видам, то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним… … Словарь юридических понятий


Close
Для любых предложений по сайту: vyalkovskoe@cp9.ru