Международное частное валютное право. Международное частное валютное право Международные расчеты с использованием чека
Международное валютное право имеет свой предмет правового регулирования - международные валютные отношения . Они возникают по поводу валютных средств и ценностей, вращающихся в сфере международного сотрудничества государств или второй субъектов. К валютными средствам относятся иностранная валюта наличными, платежные документы (чеки, векселя, тратты, депозитные сертификаты, аккредитивы и др.), в Иностранной валюте ценные бумаги (акции, облигации, Купоны, боны), золото и другие ценности. Валютные отношения, как известно, регулируются и Международным частным правом, когда они возникают при участии негосударственных юридических лиц, граждан.
Для регулирования Международных валютных отношений используются международно-правовые нормы, Которые закрепляются в соответствующих соглашениях (например, Ямайские соглашения 1978 г. переход стран - членов Международного валютного фонда в многовалютной системы).
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что международное валютное право - это система международно-правовых норм и принципов, регулирующих международные валютные отношения.
Как и все правовые нормы, нормы международного валютного права Имеют Свои источники, в которых они юридически выражены, закреплены. К ним относятся международные договоры, решения Международных организаций, судебная и Арбитражная практика, международные обычаи.
Международные договоры - наиболее распространенный источник международного валютного права.
Можно сделать вывод, что основополагающими институтами международного валютного права, которые первыми сложились на многостороннем уровне, являются: а) институт конвертируемости национальных валют, поддержания валютных курсов; б) институт поддержания равновесия платежных балансов.
В рамках международного валютного права государства в силу международно-правового обычая закрепили и расширили целый ряд суверенных прав. Они имеют право на национальную валюту и вольны самостоятельно определять внешний вид, форму и название денег - национальной валюты. Например, деньги могут быть бумажными и (или) в форме монет; они образуют наличные деньги. Наличные деньги - это исторически преходящая форма денег; постепенно она уступает место безналичным («невидимым») деньгам. К безналичным относятся деньги на банковских счетах, которые учитываются в виде записей на счетах и обращаются путем списания с одного счета и зачисления на другой счет.
Некоторые страны допускают, разрешают или юридически оформили свободное хождение на своей территории вместе с национальной валютой - или даже вместо нее - определенной иностранной валюты (например, доллара США). В рамках интеграционных объединений национальные валюты заменяются общей валютой. Общая - коллективная - денежная единица складывается, как правило, на основе «корзины» национальных валют.
По двусторонним международным договорам одно государство может печатать национальные деньги другого государства по заказу этого другого государства. Например, в России печатаются бумажные деньги и чеканятся монеты для ряда государств СНГ.
Главные договорные нормы, или принципы, международного валютного права, установленные на многостороннем уровне, состоят в том, что государства несут обязанность: а) обеспечить конвертируемость своей национальной валюты; б) устранить ограничения на международные платежи по текущим операциям (ст. VIII Договора о МВФ). Конвертируемость национальной валюты означает, что резиденты и нерезиденты свободно - без всяких ограничений - могут менять национальную валюту на иностранную, использовать иностранную валюту в сделках. Конечно, из этих правил имеются разрешенные исключения, прежде всего связанные с состоянием платежного баланса страны.
В рамках определенных исключений государства могут жестко фиксировать курс национальной валюты по отношению к иностранной, регулировать его прямыми ограничениями и запретами на использование иностранной валюты, однако именно такую практику вся стратегия МВФ и пытается изжить.
В идеале конвертируемость валют должна быть свободной, а регулирование курса должно достигаться гибкими, преимущественно рыночными, методами (включая регулирование денежной массы, валютных резервов и т.п.). От конвертируемости по текущим операциям можно переходить к конвертируемости по операциям с капиталом - с прямыми и портфельными инвестициями. Однако путь к полной конвертируемости зависит от состояния с платежным балансом, от качества валют.
Принято различать валюты: обратимые (свободно конвертируемые - полностью или частично); необратимые (замкнутые, неконвертируемые). Обратимыми называют валюты стран, в законодательстве которых отсутствуют ограничения на операции, связанные с обменом национальной валюты на любую другую валюту. К таким валютам относятся: доллар США, евро, канадский доллар, японская иена и др.
Валютные ограничения могут касаться не только вопросов обратимости валют, но и отдельных лиц. Например, в некоторых государствах (в том числе в России) существуют ограничения на валютные операции только между резидентами.
Вот несколько примеров того, в какой форме могут быть ограничения конвертируемости валют по текущим операциям:
- требование к импортеру до заключения контракта депонировать в ЦБ или другом банке (обычно в национальной валюте) часть предстоящего платежа по импортной сделке для получения необходимой валюты, чтобы оплатить импорт;
- прямое распределение правительством или ЦБ иностранной валюты между импортерами в форме индивидуальных или генеральных квот;
- требование получать предварительное разрешение ЦБ на осуществление платежа по импорту или на открытие импортного аккредитива;
- требование обязательной продажи ЦБ иностранной валюты, полученной от экспорта;
- ограничения на выплату командировочных в иностранной валюте;
- ограничения на перевод за границу зарплаты и дивидендов;
- ограничения на платежи процентов по внешнему долгу и т.п.
Международное валютное право, как видим, также активно воздействует на внутреннее право государств, унифицируя и гармонизируя его. Международное валютное право в каком-то смысле состыковывает национальные валютные системы для обеспечения платежных балансов государств мира и недопущения международных валютных кризисов.
Пробелом международного валютного права можно считать практическое отсутствие международно-правовых норм, касающихся валютных резервов государств. Государства самостоятельно определяют размеры, структуру валютных резервов, порядок и условия их использования. Многие параметры валютных резервов отдельных государств обладают экстратерриториальным эффектом, т.е. способны воздействовать на валютные курсы, международную торговлю и международную финансовую систему в целом.
Так, по размеру валютных резервов Китай, например, находится на одном из первых мест в мире; значительная часть этих резервов состоит в долларах США. Этот факт налагает особую остроту на отношения между Китаем и США, а также на состояние всей международной финансовой системы. Юридических (международно-правовых, норм) которые регулировали бы эту ситуацию, нет.
Следует также обратить внимание на проблематику платежных балансов. С одной стороны, поддержание международно-правовыми средствами равновесия платежных балансов государств на двусторонней и многосторонней основе - предмет международного валютного права. С другой стороны, в явлении платежного баланса сходятся вопросы и проблемы правового обеспечения широкого комплекса международных финансовых отношений: платежно-расчетных, кредитных, долговых и т.п. В таком понимании международно-правовые нормы, касающиеся платежного баланса, предстают как комплексный институт, связывающий все прочие институты МФП.
Теория платежного баланса прошла длительную и сложную эволюцию. Первые попытки оценить международные экономические операции предпринимались еще в Великобритании в XIV в., когда был зафиксирован отток золота из страны. Само понятие платежного баланса впервые было введено в 1767 г. в экономическую теорию Джеймсом Стюартом. Первая официальная публикация платежного баланса была произведена в США в 1923 г. Большая работа по стандартизации методов составления платежных балансов была проделана Лигой Наций, которая в 1924 г. дала первую публикацию платежных балансов 13 стран за 1922 г. В 1927 году Лигой Наций были предложены рекомендации по международному сопоставлению внешнеэкономических показателей. За основу рекомендаций брались образцы платежных балансов США и Великобритании. В 1947 году в качестве документа ООН была опубликована схема составления платежных балансов. В последующем эта работа была продолжена МВФ.
Очень важно, чтобы государства вели платежный баланс максимально единообразно с тем, чтобы обеспечить сравнимость результатов. В этих целях МВФ разработал специальное Руководство по составлению платежного баланса в форме рекомендаций. В настоящее время действует Руководство МВФ по платежному балансу и международной инвестиционной позиции издания 2008 г. (6-е издание - РПБ 6). Государства - члены МВФ используют его в качестве основы для ведения своих платежных балансов (с некоторыми национальными особенностями счетоводства).
Можно предположить, что требования к содержанию и правилам ведения платежных балансов будут ужесточаться и унифицироваться. Россия после вступления в МВФ регулярно публикует свой платежный баланс. Платежный баланс ведется по принципу двойной записи, означающему, что каждая операция учитывается в балансе дважды: например, экспорт товара учитывается как уменьшение товарных активов взамен на возникновение задолженности покупателя. Платежный баланс представляет собой статистический документ - свод внешнеэкономических операций, которые резиденты государства в определенном году проводят с нерезидентами. Такие операции связаны с переходом права собственности на товары и услуги от резидентов к нерезидентам и обратно, выраженные в валюте. Таким образом, платежный баланс - это фактически валютный баланс государства, однако следует понимать, что в условиях отсутствия монополии внешней торговли платежный баланс отражает операции всех участников внешнеэкономических отношений.
В Российской Федерации составление платежного баланса возложено на ЦБ РФ (Банк России), который публикует этот документ на своем сайте, ежеквартально раскрывает информацию о динамике основных показателей (агрегатов) платежного баланса и раз в год до 15 мая представляет Государственной Думе в составе годового отчета валютное положение и платежный баланс РФ (ст. 25 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
72. Место международного валютного права в МФС. Итак, международная финансовая система состоит из нескольких подсистем: валютной, платежной, кредитной, долговой и ряда других. Международное финансовое право как надстроечное международно-правовое явление, соответственно, отражает в своей системе реалии и состоит, в свою очередь, из крупных нормативных блоков (институтов): международного валютного права, международного платежного права, международного кредитного права, международного долгового права и т.д. Для каждого из этих нормативных блоков характерны свой набор «типовых» правоотношений, определенные особенности правового регулирования. Вместе с тем, все они тесно связаны друг с другом.
Международные валютные правоотношения складываются по поводу статуса национальной и иностранных валют, обмена одной валюты на другую, правил функционирования национальных, региональных и глобального валютных рынков. Международно-правовые нормы, которые регулируют все эти аспекты, и образуют обширный и важнейший институт международного валютного права.
Международное валютное право «обслуживает» своим регулированием отношения с участием субъектов международного права - государств и международных (межправительственных) организаций. Отношения в валютной сфере, которые складываются на частноправовом уровне, регулируются внутренним правом соответствующих государств. В международной валютной системе заметно использование неправовых норм, в том числе мягкого права, а также методов транснационального и наднационального регулирования.
Международные валютные правоотношения функционируют и «внутри» международной торговой системы, международной
инвестиционной системы, и как автономное, самостоятельное - самодостаточное - пространство. В рамках этого целостного пространства сосуществуют валюты всех государств мира и ряд искусственных (коллективных) валют. На международном валютном «поле» происходят яростные столкновения государственных интересов, противостояние валют, валютные войны и блокады; складываются валютные союзы и осуществляется валютная экспансия. Валютные механизмы используются государствами для перекачки ресурсов в свои экономики, поиска места в международном разделении труда, для закрепления или изменения мироустройства в своих интересах.
Валютная дипломатия стала составной частью дипломатической деятельности многих государств и внешнеэкономической политики в целом. В министерствах иностранных дел развитых государств имеются специальные отделы (департаменты), занимающиеся международными валютными и финансовыми проблемами, а в посольствах этих стран за рубежом - советники по международным валютным и финансовым вопросам (часто представители министерств финансов).
В рамках валютно-финансовых интеграционных объединений государства, в частности, берут на себя обязательства:
- * поддерживать в согласованных пределах рыночный курс своей валюты согласованными методами;
- * использовать в качестве основы паритета валют стран участниц либо авторитетную национальную валюту, либо корзину валют, либо международную денежную единицу;
- * создать и обеспечивать функционирование специальных фондов, которые оказывали бы помощь в поддержке курсов национальных валют и предоставляли кредиты при затруднениях;
- * учредить совместный межгосударственный орган для оперативного денежно-кредитного и валютного регулирования с передачей ему части (а затем все больше и больше) полномочий, свойственных государственному суверенитету.
Таким образом, в международной валютной системе наиболее заметно проявляются два взаимосвязанных процесса: глобализация и региональная интеграция. Эти процессы ведут всю систему к новому облику и требуют все новых и новых средств международно-правового регулирования.
Эволюция международной валютной системы. Международная валютная система в своем развитии прошла несколько
этапов. Каждому этапу соответствовал свой механизм международно-правового регулирования.
Главная проблема, которая была интернационализирована государствами в первую очередь, состояла в том, чтобы найти способ соотнести валюту (денежную единицу) одной страны к валюте другой страны, или, другими словами, способ формирования валютных курсов. Без этого невозможно было бы обеспечить международную торговлю, необходимую свободу платежей и расчетов.
Вторая проблема, которая была интернационализирована государствами в валютной сфере, связана с первой: как поддерживать равновесие платежного баланса в международной торговле (торгового баланса).
Последующее развитие международной валютной системы определялось различными подходами к решению данных проблем.
Обычно выделяются следующие этапы эволюции международной валютной системы:
- * Парижская валютная система (18671922 гг.);
- * Генуэзская валютная система (2040е гг. XX века);
- * Бреттонвудская валютная система (4070е гг. XX века);
- * Ямайская, или Кингстонская, валютная система (со второй половины 70х гг. XX века).
Формированию международной валютной системы на универсальном (на тот момент) уровне предшествовало создание Латинского монетного союза (1865 г.). Великобритания односторонними актами стремилась превратить фунт стерлингов в «мировую валюту» своего времени. В ответ под эгидой Франции ряд европейских континентальных государств создали международную организацию, в рамках которой выработали общие правила устойчивого денежного обращения, чеканки монет и осуществления расчетов. Латинский монетный союз явился первой в истории международной организацией, созданной с целью многостороннего решения проблемы состыковки национальных валют друг с другом.
Создание Латинского монетного союза послужило толчком к созыву Парижской валютной конференции и соответствующим образом направило развитие событий: во-первых, золото осталось единственным металлом, к которому государства были готовы привязывать свои валюты, чтобы определить стоимость одной национальной валюты по отношению к другой; во-вторых, обнаружилось, что монеты как единственный денежный инструмент не позволяют обеспечить нужды мировой экономики. В денежном обращении европейских государств (перед Первой мировой войной) появились бумажные деньги. Государствам Европы потребовались более совершенные правила, регулирующие международную валютно-финансовую систему.
В 1867 году Наполеон III созвал валютную конференцию, объединившую порядка 20 наиболее заинтересованных государств, в том числе: Германию, Италию, Францию, Норвегию, Голландию, Данию, Швецию.
На конференции было решено, что основным валютным стандартом будет золотая монета (золото как единственная форма «мировых денег»), В 1868 году в Вене было подписано соглашение, положениями которого французский франк был выбран в качестве международной платежно-расчетной единицы в экономических взаимоотношениях государств-участников. Французский франк стал вытеснять английский фунт стерлингов на европейском пространстве. Гегемонии фунта стерлингов, которую Британская империя утверждала односторонними актами, была противопоставлена гегемония французского франка, которую Франция обеспечивала коллективными - многосторонними - средствами, закрепляя ее юридически международными договорами.
Основные положения, о которых договорились государства участники Парижской валютной системы, сводятся к следующему:
- * каждая национальная валюта получала золотое содержание, т.е. как бы «привязывалась» к определенному количеству золота, что позволяло сравнивать одну валюту с другой для нужд международных расчетов и платежей, например и прежде всего в международной торговле; поэтому Парижскую валютную систему часто называют системой «золотого стандарта»;
- * национальные валюты должны были свободно конвертироваться в золото; таким образом, валютные курсы были «плавающими», т.е. устанавливались на основе спроса и предложения - в условиях честной конкуренции на валютном рынке;
- * государства и банки создавали свои резервы из золота, которые должны были служить для конвертации денег в золото по желанию предъявителя; расчетами в золоте обеспечивалось равновесие платежных балансов государств, взаимодействующих в сфере международной торговли.
Государства-участники Парижской валютной системы выравнивали свои платежные балансы за счет золота. По окончании определенного периода торговли (например, одного года) стороны определяли величину отрицательного сальдо, т.е. объем образовавшегося долга в иностранной валюте по результатам двусторонней торговли, и государстводолжник «покрывало» сальдо поставками золота. Новый торговый год между странами начинался с «чистого листа» - при восстановленном равновесии платежного баланса.
Великобритания же выравнивала платежный баланс в зоне фунта стерлингов своей национальной валютой (не теряя резервов в золоте), сохраняя при этом ее золотое содержание. Конкуренция между двумя валютами на межгосударственном уровне продолжалась. Позднее США, Япония, Россия, большинство европейских государств перестроили свои валютные системы на золотомонетный стандарт по правилам, выработанным на Парижской конференции.
Переход государств-участников на бумажные деньги (банковские, казначейские билеты), а также увеличение финансового инструментария (появление чеков, векселей в международных расчетах) - всё это объективно уменьшало роль золота. Суверенное право государств на чеканку монет, печатание бумажных денег, использование в обороте чеков, векселей было закреплено и расширялось посредством международно-правового обычая.
Вместе с тем, у многосторонней валютной системы, сформированной на Парижской конференции 1867 года, обнаружились недостатки: во-первых, государства почти всегда и постоянно печатали больше национальных денег, чем было обеспечено золотыми резервами, а во-вторых, не у каждого государства в принципе имелись золотые запасы. Объемы же международной торговли и ее формы умножались. Понадобились более сложные приемы обеспечения валютных курсов для нужд международной торговли и для поддержания равновесия платежных балансов.
В 1922 году на Генуэзской конференции были приняты решения, положившие начало становлению нового механизма - системы золотодевизного стандарта. Она складывалась под воздействием итогов Первой мировой войны 19141918 гг. и Великой депрессии 19291933 гг. При этой системе отрицательное сальдо платежного баланса могло погашаться не только золотом, но и ценными бумагами («девизами»), например векселями. Процесс восстановления равновесия платежного баланса оказался более маневренным. Так в межгосударственные финансовые отношения на основании многосторонних решений были вовлечены в качестве финансового инструментария ценные бумаги.
На конечном этапе Второй мировой войны, на международной конференции 1944 года в Бреттон-Вудсе (США), благодаря изощренной дипломатической активности США получила международно-правовое оформление Бреттон-вудская валютная система, в центре которой встал американский доллар. Были установлены новые методы определения валютных курсов и поддержания равновесия платежных балансов. К золоту привязали не все национальные валюты, а только одну - доллар США (35 долларов = 1 тройская унция золота: 31,1 г). Все прочие национальные валюты привязали к доллару, т.е. зафиксировали их валютные курсы по отношению к доллару США.
Американский доллар юридически превращался в мировую валюту, он становился необходимым всем государствам для расчетов за товары по внешней торговле. Долларами государства стали наполнять свои резервы наряду с золотом. Одновременно США стали контролировать мировой рынок золота и превратились в крупнейшего держателя золотых запасов, который должен был гарантировать устойчивость доллара. Для регулирования проблем, связанных с неравновесием платежного баланса, создавались Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития.
С одной стороны, в международной финансовой системе добавилось стабильности. С другой стороны, вся международная финансовая система была развернута к односторонней выгоде США: Соединенные Штаты держали в своих руках «печатный станок»; отрицательное сальдо платежного баланса покрывалось вновь отпечатанными долларами. Зарубежные государства - держатели долларов превратились в заложников доллара США.
В свою очередь, США несли обязанность поддерживать зафиксированный курс доллара к золоту, а также погашать отрицательное сальдо платежного баланса во внешней торговле с любым государством золотом, если государство потребует этого. Оба эти обязательства США нарушили. Они печатали все больше и больше долларов, которые растекались по всему миру. Инфляция, свойственная данному процессу, как бы «размазывалась» по всем странам; мировое сообщество несло ущерб и риски от этого ради процветания Америки. Однако доллары США, оказавшиеся за рубежом, - не просто бумажки, это долговые обязательства США, государственный долг, и он все растет и растет, давно уже достигнув критического по всем критериям размера.
Государства не обращались к США с просьбой погасить золотом отрицательное сальдо США в двусторонней торговле; только однажды это сделала Франция. В 1971 году Франция открыто потребовала расплатиться золотом по образовавшемуся долгу (конвертировать доллары в золото), и США отказались сделать это. Франция, а за ней и другие, в основном европейские, страны, в свою очередь, отказались от обязательной привязки национальных валют к доллару и взяли курс на создание коллективной европейской валюты. Бреттонвудская система разваливалась, промежуточные меры со стороны США по ее спасению (например, «удешевление» доллара, уменьшение его золотого содержания) не помогли.
На очередной сессии МВФ в Кингстоне, в 1976 году, были определены основы четвертой - Ямайской - многосторонней валютной системы в форме поправок к Договору о МВФ (вступили в силу в 1978 году). Суть поправок заключалась в следующем: упразднялось обязательное привязывание национальных валют к доллару, и государства получили право самостоятельно выбирать любую валюту, по отношению к которой они устанавливают и контролируют валютный курс; в качестве коллективной резервной валюты была введена некая искусственная валютная единица надгосударственного характера под названием СДР - специальные права заимствования; доллар США «отвязывался» от золота, и США больше не контролировали мировой рынок золота, золото становилось обычным товаром со свободной ценой на него.
Главное в Ямайской валютной системе состояло в том, что механизм обязательного универсального стандарта в виде доллара США прекратил существование. Государства получили право выбора любого режима валютного курса. Закрепился принцип свободы выбора системы валютного курса (в одностороннем порядке или на многосторонней основе; фиксированного курса или плавающего) под надзором МВФ. В результате такой кардинальной реформы Бреттонвудской системы в международной финансовой системе образовались некие валютные зоны: целые группы стран привязывали свои национальные валюты к какой то одной - сильной и стабильной, по их мнению, - валюте. Несколько десятков стран привязали свои курсы к доллару США, целый ряд стран - к европейским валютам, позднее - к экю и евро (зона евро); часть государств - к японской иене, британскому фунту стерлингов; около 20 стран - к СДР; около 30 стран - к «корзине» валют. Некоторые страны (США, Канада, Великобритания, Япония) установили режим независимого плавания.
Глобальный финансово-экономический кризис 20082010 гг. поставил на повестку дня очередное реформирование действующей мировой валютной системы, включая механизм МВФ, и международной финансовой системы в целом. Пока же государства члены МВФ, по рекомендации «Большой двадцатки», ограничились некоторым перераспределением квот внутри МВФ в пользу «недопредставленных» государств, прежде всего развивающихся стран. Однако эти меры носят промежуточный, переходный характер. На самом деле происходят глубинные процессы создания предпосылок для формирования новой архитектуры международной валютной системы - системы будущего, где роль доллара как мировой валюты будет уменьшаться.
В настоящее время в мире политическими и юридическими средствами разворачиваются и легализуются два взаимосвязанных процесса:
- * формирование региональных коллективных валют, в основном в привязке к интеграционным объединениям, которые сложились и складываются в мире;
- * подготовка условий на основе конкуренции региональных валют для появления некоей единой глобальной валюты искусственного происхождения. Прототипом такой валюты может стать расчетная единица СДР либо какая-то денежная единица за пределами системы МВФ, скорее всего, на основе корзины наиболее сильных национальных и/или региональных валют, которые «отвоюют» достаточную зону влияния в международной финансовой системе. Для России важно, чтобы в ату «корзину» вошел российский рубль или коллективная денежная единица, которая сложится на постсоветском пространстве.
- 74. О мировых экономических и финансовых конференциях 2030х гг. XX века. С точки зрения становления и развития некоторых норм и принципов международного финансового права интерес представляют действия, правовые и политические позиции ведущих государств, которые демонстрировались на мировых экономических и финансовых конференциях 2030х гг. XX века. Это было время, когда в международной финансовой системе особо ожесточенная борьба развернулась между Великобританией, Францией и США, а Запад в целом стремился экономически и финансово «задушить» Советскую Россию.
Так, страны Антанты в целях изоляции России, используя ее тяжелое положение, отказались принимать российское золото в оплату товаров, которые были необходимы стране в связи с разразившимся голодом. В 1921 году в Брюсселе была созвана конференция для решения вопросов развития отношений между Советской Россией и европейскими странами, в том числе по вопросам оказания помощи голодающим российского Поволжья. Однако западные страны потребовали, чтобы Россия признала царские долги и открыла экономику для западных компаний под жестким иностранным контролем. Разрушенная и ослабленная страна пойти на такие условия не могла, поэтому в дополнение к «золотой блокаде» государства Антанты применили «кредитную блокаду» России: отказали ей в кредитах, требовавшихся для восстановления экономики. Подобные действия представляли собой попытку государственного финансово-экономического шантажа и свидетельствовали о крупных пробелах в международно-правовом обеспечении равноправных и справедливых отношений между государствами. Оценка резолюций Брюссельской конференции была дана в дипломатической ноте российского правительства от 28 октября 1921 года.
Этапным событием в развитии международных финансовых отношений и международного финансового права явилась Генуэзская конференция по экономическим и финансовым вопросам, созванная в апрелемае 1922 года. Инициировали подготовку и созыв конференции Великобритания и Франция, а в ее работе приняли участие представители около 30 государств. Подготовка к Генуэзской конференции велась в январе 1922 года на Каннской конференции во Франции. В резолюции конференции содержался параграф, в котором за «каждой нацией» признавалось «право избирать для себя ту систему, которую она предпочитает», что было расценено в России как признание двух систем собственности - частной и общенародной (государственной).
Другие положения резолюции Каннской конференции касались России и Германии. От России по-прежнему требовали признать все долги и обязательства предыдущих (царского и Временного) правительств; вернуть иностранным инвесторам национализированную собственность и дать гарантии в отношении иностранного капитала, а точнее - предоставить иностранному капиталу широкие льготы, фактически ввести в стране «режим капитуляций»; отказаться от монополии внешней торговли. Германии предоставлялась отсрочка по репарационным платежам.
Согласованная европейскими государствами на Каннской конференции позиция явилась основой для переговоров на Генуэзской конференции. «Русский вопрос» стал главным, хотя официальная повестка состояла в принятии мер по экономическому восстановлению Центральной и Восточной Европы. Россия на основе ранее подписанного протокола представляла на конференции интересы других советских республик - Азербайджанской, Армянской, Белорусской, Бухарской, Грузинской, Украинской, Хорезмской, Дальневосточной.
Российское правительство создало специальную комиссию по подсчетам задолженности царского и Временного правительств и исчислению убытков, нанесенных интервенцией западных стран на территории России в 19171922 гг. Общая сумма российских долгов составила около 18,5 млрд. золотых рублей; убытки, понесенные Россией от интервенции, - 39 млрд. золотых рублей.
Позиция России заключалась в том, чтобы все долги по военным кредитам, взятым предыдущими правительствами, были аннулированы вместе с процентами. Довоенные долги Россия готова была признать. Кроме того, Россия выразила готовность предоставить бывшим иностранным собственникам российские предприятия в аренду или в концессию. Взамен Россия просила кредиты, потребовала юридического признания нового - Советского - государства, а также предложила широкое сотрудничество, в том числе экономическое, на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, сотрудничества. Это была программа мирного сосуществования двух экономических систем, противопоставленная программе западных стран по ликвидации «мирными средствами» советской власти в России. Все предложения России были отклонены, а «русский вопрос» было решено рассмотреть на отдельной - Гаагской - конференции в июне-июле 1922 года.
На Гаагской конференции стороны повторили свои позиции, и переговоры зашли в тупик. Россия в дополнение к предыдущим идеям выразила готовность в каждом конкретном случае обсуждать вопрос о компенсациях иностранным собственникам национализированных российских предприятий, но по-прежнему жестко отвергала требования реституции. Гаагская конференция закончилась ничем. Линия Великобритании на создание единого фронта против России возобладала. Возрожденная Россия могла явиться серьезным конкурентом на хлебном и нефтяном рынках; ослабленная и контролируемая Россия становилась источником дешевых ресурсов.
Интересно, что в ходе Генуэзской конференции в Париже под председательством французского посла в России была созвана конференция кредиторов России (с участием держателей русских облигаций из Франции, Бельгии, Дании, Японии, США). Подобного рода мероприятие можно считать прообразом Парижского клуба кредиторов, который дефакто появился позднее.
На Генуэзской конференции, среди прочих, был создан финансовый комитет, который обсуждал специальные вопросы международных финансовых отношений и выработал рекомендации, положенные в основу соответствующей резолюции. Эти решения усилили государственное вмешательство в международные финансовые отношения, а также открыли дорогу доллару США для последующей финансовой экспансии.
Стараясь вырваться из мирового финансово-экономического кризиса 19291933 гг., США и европейские страны начали девальвировать свои валюты, чтобы сделать национальные товары на международном рынке более конкурентоспособными и через внешнюю торговлю подтолкнуть внутренне производство. Кон курирующая девальвация - это прием, сопоставимый с нечестной конкуренцией в международной торговле. Однако если в международной торговой системе уже в те годы сложились принципы, препятствующие нечестной конкуренции, то в международной финансовой системе таких принципов не было.
В 1930 и 1931 гг. дипломатическая и политико-правовая активность государств в международной системе вылилась в проведение Женевских конференций по унификации вексельных и чековых законов в государствах мира. В результате были приняты многосторонние международные конвенции, регламентирующие порядок применения в платежном обороте векселей и чеков. Тем самым проблематика векселей и чеков была интернационализирована, попала под международно-правовое регулирование. Международное право усилило воздействие на внутренние правовые системы государств в части финансового инструментария.
В июне 1933 года в Лондоне под эгидой Лиги Наций состоялась Всемирная экономическая конференция. Ставилась цель - согласовать план действий по оживлению мировой экономики, стимулированию международной торговли, стабилизации цен на сырье и восстановлению золотого стандарта. США отказались связывать руки какими-либо коллективными решениями, поскольку проводили самостоятельный «новый курс» в национальной экономике, и конференция завершилась без особых успехов. Этот шаг был воспринят как сигнал «спасаться самостоятельно»; США принесли общий порядок в международной системе в жертву эгоистичным национальным интересам. Как итог в мире возросли торговые барьеры, начались девальвации национальных валют, усилилась политическая нестабильность, а Германия окончательно взяла курс на перевооружение страны и авторитаризм.
В ходе Лондонской конференции встретились главы центральных банков Европы и США. Обнаружилось кардинальное различие в подходах: европейские центральные банки выступали за возврат золотого стандарта, а США - против любой фиксации валютных курсов (поскольку в рамках «нового курса» президента Рузвельта планировали «играть» на курсах в своих интересах).
Таким образом, стало очевидным, что правила в международной финансовой системе могут создаваться только двумя «игроками» - Европой и США. Если их воля совпадает - рождается норма, если нет - государства «продавливают» свои национальные интересы силой, часто силой экономической, финансовой.
75. Институты и нормы международного валютного права.
Можно сделать вывод, что основополагающими институтами международного валютного права, которые первыми сложились на многостороннем уровне, являются: а) институт конвертируемости национальных валют, поддержания валютных курсов; б) институт поддержания равновесия платежных балансов.
В рамках международного валютного права государства в силу международно-правового обычая закрепили и расширили целый ряд суверенных прав. Они имеют право на национальную валюту и вольны самостоятельно определять внешний вид, форму и название денег - национальной валюты. Например, деньги могут быть бумажными и/или в форме монет; они образуют наличные деньги. Наличные деньги - это исторически преходящая форма денег; постепенно она уступает место безналичным («невидимым») деньгам. К безналичным относятся деньги на текущих банковских счетах, которые служат основой чекового обращения, а также расчетов посредством кредитных/дебетовых карточек. В наше время происходит становление денег будущего - «электронных денег», движение которых регулируется посредством компьютерных программ.
Некоторые страны допускают, разрешают или юридически оформили свободное хождение на своей территории вместе с национальной валютой - или даже вместо нее - определенной иностранной валюты (например, доллара США). В рамках интеграционных объединений национальные валюты заменяются общей валютой. Общая - коллективная - денежная единица складывается, как правило, на основе «корзины» национальных валют.
По двусторонним международным договорам одно государство может печатать национальные деньги другого государства по заказу этого другого государства. Например, в России печатаются бумажные деньги и чеканятся монеты для ряда государств СНГ.
Главные договорные нормы, или принципы, международного валютного права, установленные на многостороннем уровне, состоят в том, что государства несут обязанность: а) обеспечить конвертируемость своей национальной валюты; б) устранить ограничения на международные платежи по текущим операциям (ст. VIII Договора о МВФ). Конвертируемость национальной валюты означает, что резиденты и нерезиденты свободно - без всяких ограничений - могут менять национальную валюту на иностранную, использовать иностранную валюту в сделках. Конечно, из этих правил имеются разрешенные исключения, прежде всего связанные с состоянием платежного баланса страны.
В рамках определенных исключений государства могут жестко фиксировать курс национальной валюты по отношению к иностранной, регулировать его прямыми ограничениями и запретами на использование иностранной валюты, однако именно такую практику вся стратегия МВФ и пытается изжить.
В идеале конвертируемость валют должна быть свободной, а регулирование курса должно достигаться гибкими, преимущественно рыночными, методами (включая регулирование денежной массы, валютных резервов и т.п.). От конвертируемости по текущим операциям можно переходить к конвертируемости по операциям с капиталом - с прямыми и портфельными инвестициями. Однако путь к полной конвертируемости зависит от состояния с платежным балансом, от качества валют.
Принято различать валюты: обратимые (свободно конвертируемые - полностью или частично); необратимые (замкнутые, неконвертируемые). Обратимыми называют валюты стран, в законодательстве которых отсутствуют ограничения на операции, связанные с обменом национальной валюты на любую другую валюту. К таким валютам относятся: доллар США, евро, канадский доллар, японская иена и др. Неконвертируемым пока является китайский юань.
Валютные ограничения могут касаться не только вопросов обратимости валют, но и отдельных лиц. Например, в некоторых государствах существуют ограничения на валютные операции только для резидентов.
Вот несколько примеров того, в какой форме могут быть ограничения конвертируемости валют по текущим операциям:
- * требование к импортеру до заключения контракта депонировать в Центральном банке (ЦБ) или другом банке (обычно в национальной валюте) часть предстоящего платежа по импортной сделке для получения необходимой валюты, чтобы оплатить импорт. Такое требование авансирования импорта увеличивает стоимость иностранной валюты по сравнению с ее прямой покупкой на свободном валютном рынке;
- * прямое распределение правительством или Центральным банком (ЦБ) иностранной валюты между импортерами в форме индивидуальных или генеральных квот;
- * требование получать предварительное разрешение ЦБ на осуществление платежа по импорту или на открытие импортного аккредитива;
- * требование обязательной продажи ЦБ иностранной валюты, полученной от экспорта;
- * ограничения на выплату командировочных в иностранной валюте (ограничение платежей за услуги);
- * ограничения на перевод за границу зарплаты и дивидендов;
- * ограничения на платежи процентов по внешнему долгу и т.п.
Международное валютное право, как видим, также активно воздействует на внутреннее право государств, унифицируя и гармонизируя его. Международное валютное право в каком-то смысле состыковывает национальные валютные системы для обеспечения платежных балансов государств мира и недопущения международных валютных кризисов.
Пробелом международного валютного нрава можно считать практическое отсутствие международно-правовых норм, касающихся валютных резервов государств. Государства самостоятельно определяют размеры, структуру валютных резервов, порядок и условия их использования. Многие параметры валютных резервов отдельных государств обладают экстерриториальным эффектом, т.е. способны воздействовать на валютные курсы, международную торговлю и международную финансовую систему в целом.
Так, по размеру валютных резервов Китай, например, находится на одном из первых мест в мире; значительная часть этих резервов состоит в долларах США. Этот факт налагает особую остроту на отношения между Китаем и США, а также на состояние всей международной финансовой системы. Юридических (международно-правовых норм), которые регулировали бы эту ситуацию, нет.
Следует также обратить внимание на проблематику платежных балансов. С одной стороны, поддержание международно-правовыми средствами равновесия платежных балансов государств на двусторонней и многосторонней основе - предмет международного валютного права. С другой стороны, в явлении платежного баланса сходятся вопросы и проблемы правового обеспечения широкого комплекса международных финансовых отношений: платежно-расчетных, кредитных, долговых и т.п. В таком понимании международно-правовые нормы, касающиеся платежного баланса, предстают как комплексный институт, связывающий все прочие институты МФП.
Теория платежного баланса прошла длительную и сложную эволюцию. Первые попытки оценить международные экономические операции предпринимались еще в Великобритании в XIV веке, когда был зафиксирован отток золота из страны. Само понятие «платежный баланс» впервые было введено в 1767 году в экономическую теорию Джеймсом Стюартом. Первая официальная публикация платежного баланса была произведена в США в 1923 году. Большая работа в стандартизации методов составления платежных балансов была проделана Лигой Наций, которая в 1924 году дала первую публикацию платежных балансов 13 стран за 1922 год. В 1927 году Лигой Наций были предложены рекомендации по международному сопоставлению внешнеэкономических показателей. За основу рекомендаций брались образцы платежных балансов США и Великобритании. В 1947 году в качестве документа ООН была опубликована схема составления платежных балансов. В последующем эта работа была продолжена Международным валютным фондом (МВФ).
Очень важно, чтобы государства вели платежный баланс максимально единообразно с тем, чтобы обеспечить сравнимость результатов. В этих целях Международный валютный фонд (МВФ) разработал специальное Руководство по составлению платежного баланса в форме рекомендаций. В настоящее время действует Руководство издания 1993 года (5е издание). Государства-члены МВФ используют его в качестве основы для ведения своих платежных балансов (с некоторыми национальными особенностями счетоводства). Своя схема составления платежного баланса, близкая по содержанию, имеется в ОЭСР.
С 1976 года США стали официально измерять платежный баланс только по текущим операциям - как баланс торговых операций. Этому примеру последовал и ряд других стран. Эксперты МВФ на основе национальных данных, пересчитывая их, составляют и публикуют данные о полных платежных балансах. Можно предположить, что требования к содержанию и правилам ведения платежных балансов будут ужесточаться и унифицироваться. Россия после вступления в МВФ регулярно публикует свой платежный баланс.
Платежный баланс ведется по бухгалтерскому правилу: каждая учитываемая операция представлена двумя записями - как кредит со знаком плюс и как дебет со знаком минус.
76. Механизм действия МВФ в международной валютной системе. Действующий в рамках МВФ механизм нацелен, главным образом, на поддержание стабильности международной финансовой системы, равновесия платежных балансов, недопущение/преодоление финансовых кризисов.
Обязательства, взятые государствами по Уставу МВФ, в сфере обмена валют заключаются в следующем:
- * государства-участники должны уведомлять Фонд о своих правилах обмена валют и об их изменении;
- * они должны также «сотрудничать с Фондом и другими государствами-членами, чтобы обеспечить исполнение согласованных правил валютного обмена и развивать стабильную систему валютных курсов» (ст. IV Устава МВФ);
- * государства должны быть под «строгим надзором» МВФ, который осуществляется, как правило, в форме периодических консультаций (обычно - ежегодных), затрагивающих на практике всё экономическое положение целиком.
Для включения в процесс поддержания равновесия платежных балансов МВФ располагает значительными ресурсами. «Запуск» механизма МВФ осуществляется в форме «процедуры заимствования», или купли-продажи (что одно и то же). Поскольку речь идет об использовании «резервных ресурсов», выделение Фондом иностранной валюты государству-участнику называется резервным траншем.
Механизм этого в общих чертах таков:
- * государства-участники получают на основе квот, выделенных Фондом, определенное количество прав заимствования - СДР;
- * если у государства появляется необходимость использовать права заимствования для того, чтобы обеспечить равновесие платежного баланса, то оно может обменять имеющиеся СДР на «свободно обращаемую валюту» (ст. XIX); «обменять СДР на валюту» означает «продать СДР и купить валюту»;
- * в данной ситуации государство, имеющее СДР, обращается к МВФ и просит «назначить» ему другое государство, являющееся членом Фонда, которое обязано продать валюту в обмен на эквивалентное количество СДР; «назначенное» государство не вправе отказаться от этого.
Указанный механизм был разработан с тем, чтобы СДР стали «главным резервным инструментом» международной валютной системы. МВФ производит выпуски СДР.
Есть и второй вариант получения государством-участником от Фонда иностранной валюты - выкупить у МВФ ту валюту, которую государство внесло при вступлении в организацию. При этом покупка валюты осуществляется в обмен на национальную валюту (а не на СДР, созданные Фондом) и продает валюту сам Фонд, а не назначенное государство.
Фонд не вправе препятствовать покупке валюты, необходимой государству, имеющему СДР; не вправе ставить условия для такой операции. Вместе с тем, эти операции также должны соответствовать «критерию необходимости».
В итоге в авуарах Фонда может скопиться национальной валюты государства в сумме, не превышающей 100% квоты-доли данного государства. Другими словами, получение иностранной валюты в порядке «резервных траншей» завершается, когда государство возвращает себе валюту, предоставленную Фонду ранее.
Помимо вариантов получения иностранной валюты в порядке «резервных траншей» имеются также варианты получения иностранной валюты в порядке «кредитных траншей», которые уменьшают ликвидность Фонда.
По такой процедуре государства имеют возможность получить иностранной валюты до 200% от своей квоты. Однако Фонд в этом случае выставляет специфические условия, соблюдение которых, по мнению Фонда, направлено на устранение проблем, лежащих в основе дефицита валюты.
77. 0 валютных операциях на частноправовом уровне.
На частноправовом уровне валютные сделки (как правило, в форме купли-продажи иностранной валюты) совершаются либо на межбанковском рынке, либо на валютных биржах. Соответственно регулируется порядок таких сделок законодательством о банках и банковской деятельности, о биржах и биржевой деятельности, гражданскими и торговыми кодексами, законами о валютном регулировании, актами центральных банков, подзаконными актами. Весь этот законодательный массив в разных странах постепенно унифицируется и гармонизируется. Международный валютный рынок носит децентрализованный характер: сделки совершаются биржами и банками по унифицированным правилам.
Валютные биржи представляют собой предприятия, которые предоставляют площадку и услуги по совершению купли-продажи валюты - преимущественно со спекулятивными целями. Наиболее известны валютные биржи Лондона, Нью-Йорка, Токио, Сингапура, Гонконга, Франкфурта-на-Майне, Цюриха, Парижа, Брюсселя.
Масштабы валютных спекулятивных операций в наше время огромны. Большие закупки и/или продажи иностранной валюты способны сильно повлиять на курсовое соотношение валют и их стабильность, что ударяет по экономике отдельных стран и даже регионов мира. В последнее десятилетие спекуляциями на биржах стали заниматься и банки, что, по мнению экспертов, послужило одной из причин финансово-экономического кризиса 2008 2010 гг. Как следствие, рассматривалось даже предложение ввести глобальный налог на спекулятивные операции банков, но оно не нашло поддержки.
Межбанковский валютный рынок обеспечивает круглосуточную куплю-продажу валюты для текущих нужд банков, для финансирования проектов с участием банков, предоставления займов и т.п. Масштаб валютных сделок составляет порядка 3 триллионов долларов в день. Сделки купли-продажи валюты банками совершаются по согласованным правилам и могут предусматривать: а) немедленную поставку валюты (т.е. на второй рабочий день со дня заключения сделки; такие сделки называются сделками «спот»); б) срочные поставки валюты - по форвардным сделкам (например, по сделкам «своп», когда одновременно, единой сделкой, покупается одна валюта и продается другая). Курсовое соотношение валют по сделкам «спот» и форвардным сделкам различно.
Как правило, у каждого крупного банка имеется банк-корреспондент за рубежом (или несколько таких банков-корреспондентов), и на основании межбанковского договора в банке/банках корреспондентах открываются счета по каждой иностранной валюте. Такие счета называются счетами «ностро» («nost.ro» - наш).
Счета иностранного банка в национальном банке называются «лоро».
Центральные банки нередко повышают процентные ставки, чтобы привлечь иностранную валюту в страну, а это, в свою очередь, сказывается на внутреннем обменном курсе.
78. О валютных рисках. В торговых и валютных сделках почти всегда существует риск понести потери на изменении курса иностранной валюты по отношению к национальной. Валютным рискам подвержены также должники и кредиторы при кредитных правоотношениях, если кредит выражен в иностранной для них валюте. Риски несут держатели иностранной валюты (частные лица, банки, государство), официальные валютные резервы.
При золотом стандарте валютные риски были минимальны, поскольку курсы валют были относительно устойчивыми. При долларовом стандарте в условиях Бреттон-вудской системы валютные риски усилились и были связаны с периодическими официальными девальвациями и ревальвациями. В современных условиях валютные риски еще более возросли.
Практика выработала различные методы предохранения от валютных рисков: защитные, валютные, многовалютные, «золотые оговорки», хеджирование. Защитные оговорки включаются как в международные договоры, так и в частноправовые контракты; они предусматривают возможность пересмотра первоначальных условий договора в процессе его исполнения.
Разновидностью защитной оговорки является валютная оговорка, в соответствии с которой сумма денежного обязательства меняется в зависимости от изменения курсового соотношения между валютой платежа и какой-либо другой валютой. При «многовалютной» оговорке в качестве валюты оговорки используется комбинация («корзина») валют.
Другой разновидностью защитной оговорки являлась «золотая оговорка»; она фиксировала золотое содержание валюты платежа, чтобы избежать потерь при ее возможном обесценении. Проблема в том, что рыночная цена золота тоже зачастую подвержена непрогнозируемым и существенным колебаниям.
Наиболее распространенным методом страхования валютных рисков становится так называемое «хеджирование» - создание встречных требований и обязательств в иностранной валюте. Так, например, британское предприятие ожидает поступления долларов США через 6 месяцев и решает продать будущие доллары в обмен на фунты стерлингов по срочному курсу на 6 месяцев. Заключив такую сделку, предприятие, с одной стороны, имеет право требования на доллары, а с другой стороны, создало обязательство уплатить доллары; право требования и созданное обязательство уравновесили друг друга. Если предприятие «проиграет» на курсе в одном случае, оно «отыграет» свое в другом случае. В данном случае «форвардная» валютная сделка выступила в качестве инструмента подстраховки от непрогнозируемого изменения валютных курсов.
79. Рынок «евродолларов» в Европе. В 60е гг. XX века в международной валютной системе произошло зарождение исторически уникального явления. Дело в том, что европейские страны перестали доверять хранение своих долларовых резервов американским банкам, потому что эти банки (и их филиалы) находились и находятся под сильным влиянием правительства США, т.е. государства.
Европейские страны договорились хранить свои долларовые накопления в лондонских банках, на которые не распространяется юрисдикция США. В результате Центральный банк (ФРС) США потерял контроль над своей валютой - долларами. Доллар США стал вращаться как «общеевропейская валюта». Такой доллар - «оторванный» от страны-хозяина, превратившийся в общеевропейскую резервную валюту - назвали «евродолларом». В Европе сложился рынок «евродолларов», который со временем вышел за рамки самой Европы.
Постепенно сложились «еврорынки» всех основных европейских валют, перешагнувших национальные границы. Термин «евро...» стал применяться в случаях, когда операция по кредитованию в той или иной валюте осуществлялась за пределами страны этой валюты (евро-франк, евромарка и т.п.). Общая денежная единица стран Европейского Союза - это логический результат деятельности «еврорынков».
Примечательно, что предвестником евродолларового рынка считается расположенный в Париже российский банк - Коммерческий банк для Северной Европы (Banque Commerciale pour l"Europe du Nord). Банк носил сокращенное название «Евробанк». Еще в 50х гг. этот банк брал и давал кредиты в долларах США, которые называли «доллары Евробанка». Позднее родился термин «евродоллары».
В настоящее время рынок евродолларов - самый большой депозитный рынок в мире. Важной особенностью еврорынков было то, что на них не распространялись требования центральных банков по обязательному резервированию. Это удешевляло операции по кредитованию на межбанковском рынке.
Валютное право существует как публичное и частное право, причем «публичное валютное право охватывает государственную валютную политику, а частное валютное право – это отношения между частными лицами, связанные с оборотом валютных ценностей» (О. Кольс). В отечественной доктрине МЧП термин «международное частное валютное право» практически не используется. Употребляется понятие «кредитные и расчетные отношения с иностранным элементом». Термин «международное частное валютное право» имеет несколько парадоксальный характер – одновременно и частное, и валютное. Однако применение данного термина вполне обоснованно, поскольку речь идет о валютных отношениях в сфере частно‑правовой деятельности.
Международное частное валютное право представляет собой самостоятельный институт (подотрасль) МЧП, имеющий устойчивый характер и особый предмет регулирования; это совокупность норм, регулирующих финансирование международной коммерческой деятельности, валютные, кредитные расчетные отношения частно‑правового характера, связанные с иностранным правопорядком. Понятие «международное частное валютное право» зародилось в немецкой юриспруденции; в настоящее время воспринято доктриной и практикой многих государств.
Предмет регулирования международного частного валютного права – международные валютные отношения, складывающиеся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. Они представляют собой разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. «Валютой» принято называть только те деньги, которые признаны мировым сообществом в качестве всеобщих эквивалентов (М. Г. Степанян).
Под иностранной валютой понимаются деньги, принадлежащие к валютной системе страны, иной, чем та, чьему праву подчинено обязательство (Л. А. Лунц). В английском Законе 1882 г. иностранная валюта определяется как деньги, не являющиеся валютой Великобритании. Под иностранной валютой понимаются также деньги, отличные от валюты места платежа (Дж. Фалконбридж).
Валютные операции осуществляются посредством валютных обязательств. Сумма валютного обязательства всегда должна быть определенной либо определимой (Л. А. Лунц). В валютных обязательствах различаются:
– денежная единица, в которой исчислена сумма обязательства, – валюта долга;
– денежные знаки, которые являются средством погашения денежного обязательства, – валюта платежа.
«Валюта долга и валюта платежа (в явном или скрытом виде) имеются в составе каждого обязательства, исчисленного в определенной сумме. Иногда они совпадают (вексель в сумме 100 ф. ст. с платежом в Лондоне – фунт стерлингов является валютой долга и валютой платежа); если же, например, в договоре речь идет об уплате «100 фунтов стерлингов в долларах США», то фунт стерлингов является валютой долга, а доллар – валютой платежа» (Л. А. Лунц). В вексельном законодательстве многих стран присутствует оговорка об «эффективном платеже», что предполагает оплату векселя только в валюте платежа, указанной непосредственно в векселе.
Возможность обмена национальной валюты на валюту любого другого государства решается по национальному законодательству. Основной критерий в этих операциях – конвертируемость валюты. Ограничения конвертируемости валюты – это правовые препятствия, связанные с особенностями национального валютного регулирования.
Международные денежные единицы являются коллективными валютами. Они отличаются от национальных валют по эмитенту (выпускаются международными валютно‑кредитными организациями) и по форме (безналичная). Международная денежная единица – это искусственная валютная единица, представляющая собой условный масштаб, применяемый для соизмерения международных долговых обязательств и платежей (М. Г. Степанян). Для обслуживания международных экономических отношений используются СПЗ, ЭКЮ и евро.
СПЗ (специальные права заимствования – SDR) выпускаются Международным валютным фондом для международных платежей и резервных средств. Они были введены в 1970 г. и существуют в форме записей на счетах МВФ. СПЗ распределяются между странами – членами МВФ. Эмиссия СПЗ осуществляется в форме безналичных перечислений путем записей по счетам стран – участниц системы СПЗ. СПЗ выступают в качестве актива, альтернативного золоту или доллару США, выполняют отдельные функции мировых денег по регулированию платежных балансов, осуществлению международных расчетов с «мультивалютной оговоркой» в СПЗ (Р. А. Ражков). Стоимость СПЗ первоначально соотносилась с золотом, но с 1974 г. стала определяться на основе «корзины» валют (доллар США, евро, фунт стерлингов и йена). Поскольку курсы этих валют плавающие, «плавает» и курс SDR (Г. Вельяминов). Наряду с СПЗ в международных расчетах (особенно в сфере международных перевозок) используется международная расчетная единица «золотой франк» (GF); между золотым франком и СПЗ всегда имеет место соотношение 1 SDR= 3,061 GF.
Ранее широкое распространение имела международная расчетная единица экю, которая выпускалась Европейским валютным институтом (до 1994 г. – Европейский фонд валютного сотрудничества). С введением евро в 1999 г. экю утратила свое значение.
С 1 января 1999 г. для стран – участниц Европейского Союза введена единая валюта – евро. Присоединение к зоне евро требует от страны соответствия Маастрихтским критериям конвергенции:
– уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % средний уровень в трех странах ЕС с самой низкой инфляцией;
– дефицит бюджета должен составлять не более 3 % от ВВП, государственный долг – быть ниже 60 % ВВП или стремиться к этому значению;
– страна должна продемонстрировать стабильность валютного курса по отношению к евро;
– национальное законодательство должно быть совместимо с Договором ЕС, уставом Европейской системы центральных банков, уставом Европейского центрального банка.
Валютные операции на территории РФ регламентируются валютным законодательством РФ, определяющим понятия иностранной валюты и валютных ценностей. Основной нормативный акт – Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютные ценности – это иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, фондовые ценности и другие долговые обязательства в иностранной валюте. Валютные ценности являются объектами гражданских прав и могут находиться в собственности и резидентов, и нерезидентов. Нормы российского валютного законодательства имеют административно‑правовой характер, но обладают и частно‑правовым эффектом. Действие этих норм распространяется и на правоотношения, которые в соответствии с российским коллизионным правом подчинены иностранному закону. Иностранные публично‑правовые нормы валютного права часто признаются в судах и арбитражах, если фактический состав сделки связан с правом иностранного государства.
Развитие мировой валютной системы
Установление международных торговых и экономических отношений привело к расширению финансовых связей между странами. Мировые деньги, то есть деньги обслуживающие сделки на международном уровне используются для реализации таких операций как:
- обеспечение внешней торговли;
- поддержание движения капитала;
- стимулирование к инвестиционной деятельности;
- создание условий для выдачи кредитов и субсидий;
- обмен в научной сфере;
- туризм;
- денежные переводы на государственном и частном уровнях.
Замечание 1
Валютные отношения между странами выстраиваются в рамках валютной системы. В ходе своего развития она претерпевала определенные изменения. В общей сложности мировая валютная система изменялась четыре раза. Каждый раз проводились международные конференции, и принимался ряд решений. Валютная система получала название в соответствии с названием города, где проводилось собрание.
В 1867 году в Париже было принято решение о том, что каждая действующая валюта имеет свой золотой стандарт, в соответствии с которым она может быть обменена на другую валюту или на золото. В то время курс валют был плавающим и устанавливался под влиянием естественных факторов экономических отношений.
В 1922 году в Генуе помимо золотого стандарта были введены «девизы», то есть валюты ведущих капиталистических стран. На тот момент широко применялся английский фунт стерлингов.
В 1944 году в Бреттон – Вуде был ограничен обмен валют на золото. После второй мировой войны произошло усиление Америки. Обмен валюты на золото мог осуществляться только через американский доллар. На тот момент времени большинство стран придерживались политики фиксированного курса валют.
В 1978 году на Ямайке было принято решение о введении специальных мер кредитования. Они должны были обеспечить стабильность взаиморасчетов во внешнеэкономической деятельности, снизить колебание курсов валют. Было отменено золотое содержание валют, теперь страны могли сами выбирать какой метод управления валютным курсом использовать. Стали применяться современные подходы в регулирование национальной валюты, путем ее привязки к курсу одной иностранной валюты или к валютной корзине.
Понятие валютных институтов. Их цели
Валютный институт представляет собой уровень денежной власти между валютным советом и центральным банком, занимающейся поддержанием фиксированного курса валют.
Формирование таких институтов основывается на международном праве в соответствии с договором, заключенным между странами. Соглашение формируется относительно валютно – кредитных и финансовых связей.
Среди причин возникновения валютных институтов можно выделить глобализацию хозяйственной жизни мира, несовершенство и отсталость валютно – денежного регулирования, необходимость стабилизации курсов валют и дальнейшего развития рынка в данной области отношений.
Среди основных целей создания валютных институтов можно выделить:
- стабилизацию финансовых связей на международном уровне;
- совместную разработку и реализацию кредитно – денежных решений на основе международного сотрудничества;
- осуществление международного регулирования кредитно – финансовой и валютной системы.
Валютные институты представлены множеством международных финансовых организаций. Одни занимаются вопросами регулирования, другие являются площадками для встреч и принятия решений на международном уровне. Есть организации, занимающиеся аналитической работой в области международных валютных отношений. Они накапливают данные, проводят статистические и научно – исследовательские изыскания относительно изменений на валютных рынках мира.
Среди наиболее известных валютных институтов можно выделить организации, которые занимаются валютным регулированием. Так же организации, часть функций которых связана с данной областью экономических отношений. Например, Международный Валютный Фонд занимается вопросами развития торговых и валютных отношений между странами. Он поддерживает валютную устойчивость, а так же предоставляет кредиты на короткие и длительнее сроки в иностранной валюте для стран, которым это необходимо.
Замечание 2
Кроме того, в функции МВФ входят консультационные работы, подготовка экономических кадров, разработка стандартов, а так же сбор и публикации международной финансовой информации.
Еще одним международным валютным институтом является группа Всемирного Банка. Сюда входит несколько организаций, каждая из которых занимается своими вопросами. Однако, общая цель деятельности данной организации заключается в предоставлении финансовой помощи развивающимся и слаборазвитым странам.
Валютные институты Европы
Наиболее ярким примером создания валютных институтов и их последующей работы является формирование Европейского Союза. В 1992 году между некоторыми странами Европы был подписан договор, направленный на урегулирование политической и денежной системы. Вопросами кредитно – денежной политики стала заниматься Европейская система центральных банков. Европейский валютный институт является временной организацией, целью существования которой, является подготовка перехода стран ЕС к третьему этапу Маастрихтского договора. Так же в его обязанности входят координация валютной политики для стабилизации цен, аналитика по изменению курса евро.
Участниками Европейского валютного института стали центробанки стран – участниц. Данный институт существует до формирования единой Европейской системы центральных Банков. Она должна взять на себя все вопросы, относящиеся к финансовым, кредитным, валютным и денежным отношениям в ЕС. Основными функциями данной организации являются проведение политики в сфере валютного обращения, проведение международных валютных операций, поддержка валютных резервов стран-участниц, содействие развитию системы платежей.
Замечание 3
Данная система представляет собой объединение в единую финансовую сеть Европейского центробанка и центральных банков стран – участниц Европейского Союза. Особенностью данного объединения является тот факт, что каждая страна в отдельности не обязана покрывать долги и расходы других стран. На практике все обстоит несколько иначе. Основные решения принимаются в Европейском центральном банке, права центробанков стран – участниц постоянно изменяются.