Слайд 2

«Предвидеть - значит управлять». Паскаль Блез

Слайд 3

План урока

1.Экономические функции государства 2.Налоги, налогообложение, виды налогов 3.Государственный бюджет 4.Государственный долг

Слайд 4

Функции государства в экономике

1.Разработка хозяйственного законодательства 2.Поддержка конкуренции 3.Перераспределение расходов 4.Обеспечение социальных гарантий 5.Регулирование распределения ресурсов 6.Стабилизация экономики 7.Предпринимательская деятельность (поддержка) 8.Организация денежного обращения 9.Поддержка оптимального уровня занятости 10.Реализация национальных экономических интересов в мировой экономике

Слайд 5

Кейнсианство

Теория Кейнса– это теория эффективного спроса, при активном вмешательстве государства в экономическую жизнь. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на производство и предложение товаров и услуг. Кейнсианская теория придает решающее значение инвестициям.

Слайд 6

Монетаризм

Монетаризм - школа экономической мысли, отводящая деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. Монетарный - значит денежный (money - деньги, monetary - денежный). Главную причину нестабильности экономики представители этой школы усматривают в неустойчивости денежных параметров.

Слайд 7

Налоги

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Слайд 8

Сборы

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Слайд 9

Характерные черты налога как платежа:

обязательность; индивидуальная безвозмездность; отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления; направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Слайд 10

Характерные черты сбора как взноса:

обязательность; одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

Слайд 11

Функции налогов:

фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства); регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

Слайд 12

Виды налогов по характеру налогообложения:

пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода); прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается); регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Слайд 13

Виды налогов по объекту:

прямые;косвенные.

Слайд 14

Виды налогов по субъекту:

центральные;местные.

Слайд 15

Виды налогов по принципу целевого использования:

маркированные;немаркированные.

Слайд 16

Маркированные налоги

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики - они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Слайд 18

Государственный бюджет

от англ. budget - сум­ка, кошелек - это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составлен­ная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Слайд 19

Государственный долг

Общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям.

Посмотреть все слайды





Основные типы экономических систем Линии сравнения ТрадиционнаяЦентрализованная (командная) Рыночная Что производить? Продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства. Производится мало продуктов и услуг. Что производить определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно Определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьютерам, представителями промышленности – «плановиками» Определяют сами потребители. Производители производят то, что хотят потребители, т.е. то, что может быть куплено Как производить? Производят так и тем, как и что производили предки Определяется государственным планом Определяют сами производители


Основные типы экономических систем Линии сравнения ТрадиционнаяЦентрализованная (командная) Рыночная Для кого?Большинство людей живет на грани выжива- ния. Добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям и традициям «Плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг Потребители получают столько, сколько хотят, производители – прибыль – превышение доходов от продажи Т и У над затратами на их производство ОпределениеЭ.С. с натуральной формой хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется для удовлетворения собствен- ных потребностей производителя, а решения о производстве, распределении и потреблении эк. благ принимаются на основе обычаев и традиций Э.С., в которой эк. деятельность всех субъектов жестко регламентируется из единого эк. центра в соответствии с государственным планом Э.С., в которой решения о производстве, распределении и потреблении принимаются самостоятельными эк. субъектами на основе свободы выбора





А. «...Чтобы закрыть всякую лазейку, через которую продукция могла бы уйти из-под контроля государства, в марте 1933 г. в СССР было издано постановление, по которому, пока район не выполнит план по хлебозаготовкам, 90% намолоченного зерна отдавалось государству, а оставшиеся 10% распределялись между колхозниками в качестве аванса за работу. Открытие колхозных рынков... зависело от того, справлялись ли колхозы района с выполнением плана... Власти объявили об установлении исключительно высокого денежного обложения крестьян-частников...»


Б. «В октябре 1922 г. в нашей стране был принят новый Земельный кодекс, согласно которому крестьяне получали право свободного выхода из сельской общины, выбора форм землепользования. Строгая централизация в снабжении промышленных предприятий сырьем и в распределении готовой продукции была отменена. Заводы самостоятельно решали вопросы заготовки сырья и реализации готовой продукции».


В. «В отечественной истории примечателен конец 20-х годов, когда в июне 1918 г. был издан декрет о национализации крупной промышленности, а в ноябре 1920 г. мелкой промышленности. Согласно декрету 11 января 1919 г. у крестьян изымались все излишки хлеба. Повсеместно господствовали безденежные расчеты. Оплата за труд осуществлялась продовольствием, предметами первой необходимости. В 1919 г. введено бесплатное питание для детей, а затем и для рабочих промышленности и транспорта».




Функции государства: 1) Сбор и распространение достоверной экономической информации. 2) Контроль за использованием природных ресурсов, охрана окружающей среды. 3) Помогает бедным, решает социальные проблемы. 4) Охраняет интересы потребителей, контролирует качество товаров и услуг. 5) Защищает собственность граждан, фирм. 6) Защищает механизм конкуренции, предотвращает монополизм, сохраняет рынок. 7) Поддерживает общественные институты. 8) Формирование законодательства по вопросам экономики, судебная защита граждан, фирм. 9) Регулирует денежное хозяйство страны. 10) Предотвращение экономических кризисов.








НАЛОГИ (по территориальному уровню) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НДФЛ – налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; НДС – налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов; государственная пошлина РЕГИОНАЛЬНЫЕМЕСТНЫЕ налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог земельный налог; налог на имущество физических лиц



ВИДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Прогрессивное – система, при которой существует гибкая шкала ставок налога: с большего дохода берется большая процентная ставка налога, а с меньшего – меньшая (способствует выравниванию разности в доходах между богатыми и бедными); Регрессивное – это система, обратная прогрессивной (с большего дохода – меньшая процентная ставка налога, и наоборот); Пропорциональное – независимо от величины дохода со всех лиц взимается один и тот же налог (в Росси 13%)

Роль государства в экономике


Правительство, издавая законы и устанавливая налоги, подобно врачу, который должен при лечении избирать наименьшее зло. И. Бентам (1748-1832). Английский философ, социолог, юрист


Эволюция представлений о роли государства в экономике 1 Меркантилисты. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. Основной идеей меркатилистов было развитие торговли и уменьшение роли производственной сферы.


Классическая теория. А.Смит в "Исследовании о природе и причинах богатства наций" утверждал, что "свободная игра рыночных сил" (принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство«. А.Смит доказывал, что стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Государство же должно гарантировать основные экономические свободы человека: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.


Политическая экономика Политическая экономика Карл Маркс (1818-1883) Ни один современный учебник истории экономической мысли не исключает из нее учение Маркса, которого считают завершителем классической школы политэкономии, представителями которой были английские экономисты А. Смит (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823). Маркс писал: "Последней причиной всех действительных кризисов остается всегда бедность и ограниченность потребления масс, противодействующая стремлению капиталистического производства развивать производительные силы, таким образом, как если бы границей их развития была лишь абсолютная потребительная способность общества". Этот рецепт был усвоен не только Дж. Кейнсом, Ф. Рузвельтом, Л. Эрхардом, но и огромной массой самих капиталистов и предпринимателей. Не случайно столь знамениты и часто цитируемы слова Генри Форда: "Я должен платить рабочим столько, сколько необходимо, чтобы они могли купить производимый ими автомобиль".


Кейнсианская теория Главными чертами кейнсианской модели государственного регулирования являются: высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет; создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости. Правительства Запада, под влиянием кейнсианцев, осознали свои социальные функции по созданию и поддержанию социального мира, и устойчивости общества "всеобщего процветания". Суть "государства всеобщего благосостояния", "капитализма для большинства" состоит в признании того, что есть сферы человеческой деятельности, в которых рыночные механизмы полностью не работают. Джон Мейнард Кейнс (1883-1946)


Неоклассическая теория. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов).


Неоклассическая теория Ставшая уже классической теория информационного общества Д. Белла гласит, что традиционные элементы капиталистической модели прошлого - Труд, Капитал, Земля - с развитием человеческого общества, информационных технологий теряют свое значение. Важнейшим источником прибавочной стоимости, наращивания капитала и экономического развития становится Знание


Неоклассическая теория В неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны вновь отводится рыночным силам.


Неоклассическая теория С точки зрения хозяйственного механизма капиталистического производства это означает, что, чем значительнее интеллектуальные вложения в производство, чем больше ноу-хау и научных разработок использовалось при создании продукта, тем выше его стоимость, тем эффективнее производство и тем конкурентоспособнее производимые товары. Необходимы усилия по повышению качества жизни человека и целенаправленные вложения в развитие науки, здравоохранения, образования.


Недостатки рынка и способы их преодоления Случаи несостоятельности рынка 1. Производство общественных благ Общественные блага - товары и услуги, которые обладают следующими свойствами: а) нельзя исключить из числа пользователей лиц, отказывающихся за них платить; б) использование этих благ одним лицом не уменьшает возможности их одновременного использования другими лицами.


В смешанной экономике заботу о создании общественных благ берет на себя государство. В смешанной экономике заботу о создании общественных благ берет на себя государство.


Общественные блага Классическим примером общественного блага является маяк, который используется для того, чтобы предупреждать проходящие корабли об опасных для плавания местах. Маяк обладает всеми свойствами общественного блага: а) отказывающимся платить за услуги маяка, запретить им пользоваться, никак нельзя, б) появление нового пользователя (рыбацкого судна или пассажирского теплохода) никак не скажется на возможности использования маяка другими кораблями. Другими примерами общественных благ являются национальная оборона, уличное освещение, светофоры, праздничный салют в честь Дня города и др.


Случаи несостоятельности рынка 2. Учет внешних эффектов Внешние эффекты - издержки или выгоды, возникающие в результате производства или потребления блага у третьих лиц, которые не являются ни продавцами (производителями), ни покупателями (потребителями) этого блага. Внешние эффекты могут быть как положительными (если третьи лица получают выгоды), так и отрицательными (если третьи лица несут издержки). Примером положительного внешнего эффекта можно назвать те выгоды, которые получают граждане от проведения сельскохозяйственными предприятиями мелиоративных работ. Подготав-ливая землю под посевные площади, сельскохозяйственные предприятия осушают болота. В результате уменьшается количество комаров, которые так досаждают местным жителям. И им теперь не надо тратить денежные средства на москитные сетки, репелленты от насекомых и т. д. Очевидно, что в определенном смысле условия их жизни улучшаются.


В смешанной экономике учет внешних эффектов берет на себя государство, выплачивая субсидии предпринимателям, чья деятельность ведет к возникновению положительных внешних эффектов или само берется за производство таких товаров. В случае появления отрицательных внешних эффектов государство вводит ограничения на вредные выбросы, требует установки очистных сооружений, применяет штрафные санкции. В смешанной экономике учет внешних эффектов берет на себя государство, выплачивая субсидии предпринимателям, чья деятельность ведет к возникновению положительных внешних эффектов или само берется за производство таких товаров. В случае появления отрицательных внешних эффектов государство вводит ограничения на вредные выбросы, требует установки очистных сооружений, применяет штрафные санкции.


Случаи несостоятельности рынка 3. Значительная степень неравномерности в распределении доходов Рыночный механизм предполагает, что доходы получают только те, кто, владея ресурсами, предоставляет их для использования в производстве. Однако не все члены общества могут иметь такие ресурсы, а значит, и иметь доходы от их использования (немощные старики, инвалиды и некоторые другие категории граждан). . В смешанной экономике функцию перераспределения доходов в обществе берет на себя государство.


4. Ослабление конкуренции и возникновение монополий 4. Ослабление конкуренции и возникновение монополий Механизм конкуренции схож с действием механизма естественного отбора и может привести к ситуации, когда одна фирма добьется разорения всех своих конкурентов и создаст непреодолимые барьеры для проникновения на рынок новых конкурентов.


В смешанной экономике государство прилагает усилия по регулированию деятельности монополий. В ряде отраслей создание монополий запрещено законом, в случае же естественных монополий государство осуществляет контроль за устанавливаемыми ими ценами и за объемами производства выпускаемой ими продукции. В смешанной экономике государство прилагает усилия по регулированию деятельности монополий. В ряде отраслей создание монополий запрещено законом, в случае же естественных монополий государство осуществляет контроль за устанавливаемыми ими ценами и за объемами производства выпускаемой ими продукции.


5. Нестабильное (циклическое) развитие рыночной экономики 5. Нестабильное (циклическое) развитие рыночной экономики Рыночной экономике присущи такие проявления нестабильности, как кризисы, инфляция, безработица, которые ведут к серьёзным негативным последствиям с точки зрения общества


Можно привести и другие примеры, когда рыночная экономика неэффективно использует ресурсы с точки зрения общества. В частности: Можно привести и другие примеры, когда рыночная экономика неэффективно использует ресурсы с точки зрения общества. В частности: а) частный бизнес не заинтересован во вложении собственных средств в фундаментальные исследования, так как они не дают гарантии отдачи в краткосрочной перспективе; б) частный капитал не идет в отрасли, которые в настоящее время не сулят большой прибыли, но жизненно важны для экономики страны; в) частный бизнес не волнует судьба населения территорий, отрасли, специализации которых пришли в упадок. Все названные случаи несостоятельности рынка требуют вмешательства государства в экономику, чтобы защитить интересы общества.


Экономические функции государства С макроэкономической точки зрения государство воздействует на экономику трояким образом: в лице своих законодательных, исполнительных и судебных органов: 1. устанавливает законы, нормы, правила, 2. вводит запреты, ограничения, разрешения, исключения из правил, 3. разрешает возникающие споры, 4 налагает взыскания и др.;


часть доходов и ресурсов, изымаемых у одних экономических субъектов с помощью налогов и займов, государство, в соответствии с избранными критериями, передает другим экономическим субъектам, т. е. тем самым государство перераспределяет доходы и ресурсы; часть доходов и ресурсов, изымаемых у одних экономических субъектов с помощью налогов и займов, государство, в соответствии с избранными критериями, передает другим экономическим субъектам, т. е. тем самым государство перераспределяет доходы и ресурсы; часть изымаемых из частного сектора доходов и ресурсов государство использует на свое содержание и производство общественных благ. Например: обеспечение обороны страны, проведение внешней политики, поддержание внутреннего порядка, содержание судебной системы и т. д., осуществляя тем самым государственное потребление.


основные экономические функции государства: создание правовой среды эффективного функционирования рынка, определение «правил игры» и контроль за их соблюдением; производство общественных благ и компенсация внешних эффектов; поддержка конкурентной среды, контроль действий монополий на рынке; обеспечение стабильности развития экономики страны, борьба с инфляцией и безработицей; сглаживание неравномерности в распределении доходов, борьба с бедностью.


ЭТО НАДО ЗАПОМНИТЬ Государственно-правовое вмешательство в рыночную экономику вызвано несовершенством рыночной экономики (порождаемым как внешними, так и внутренними факторами), а также необходимостью предоставления населению общественных благ. Среди причин государственно-правового вмешательства в экономику можно назвать: ограниченность природных ресурсов; забота об устойчивости политической власти; угроза экологической катастрофы; угроза безопасности населения в связи с использованием сложных технологий в производстве.


ЭТО НАДО ЗАПОМНИТЬ Социально-экономические права и свободы - это такие возможности человека, которые позволяют ему обеспечить достойный уровень благосостояния и удовлетворять физические, материальные, духовные и другие потребности. В социально-экономической сфере конституционные права делятся на две группы: экономические и социальные. К экономическим правам относятся: право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность; право на частную собственность; право частной собственности на землю


ЭТО НАДО ЗАПОМНИТЬ Социальными правами являются: право на труд; право на отдых; право на материнство и детство; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование; право на благоприятную окружающую среду.


ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Составьте список функций или отраслей, которые в Казахстане по-прежнему контролируются Правительством. Из этого списка выберите одну или две отрасли, которые могли бы быть приватизированы. Как бы вы их приватизировали?


  • Рассмотреть роль государства в экономике страны
  • Познакомиться с системой налогообложения

Проанализируйте виды ресурсов с помощью таблицы.

Наёмный работник

Предпринимательские способности

Машинист электровоза

Принятие решений

Горная река


  • 1. Функции государства.
  • 2.Зачем экономике государство
  • 3.Почему мы платим налоги
  • 4.Государственный бюджет

Функции государства

Какие экономические функции государства существуют по мнению А. Смита?

Стр. 132 (1 абзац) учебника


  • стабилизация экономики
  • защита прав собственности
  • регулирование денежного обращения
  • перераспределение доходов
  • регулирование отношений между работодателями и наемными рабочими
  • контроль за внешнеэкономической деятельностью
  • создание общественных благ

Прямое и косвенное воздействие государства на экономику

Прямое

регулирование

Включает преимущественно административные методы (законы, госзаказы, развитие госсектора в экономике)

Косвенное

регулирование

Использует методы кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики


Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

Функции налогов:

  • фискальная (формируется доходная часть бюджета)
  • регулирующая (стимулирование или сдерживание темпов производства)
  • распределительная (распределение результатов производства между различными сферами и группами населения)


  • Налоги

Прямые (налагаемые непосредственно на потребителей)

Косвенные (налоги на продажу товаров и услуг)

Подоходный налог

Таможенная пошлина

Акцизные налоги (надбавки)

Налог на имущество

Налог на прибыль

Налог с продаж


Словарная работа

Прямые налоги - это платежи в пользу государства в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества. Косвенные налоги - это платежи в пользу государства, взимаемые только при осуществлении определенных действий, например, при покупке некоторых товаров.

Акциз - это налог, уплачиваемый при приобретении некоторых товаров, который устанавливается как проценты к цене товара.

Пошлины - это платежи за право оказывать или пользоваться определенными услугами.


НАЛОГИ

Обеспечивают распределение и

перераспределение национального дохода в соответствии с социальными и экономическими задачами.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ

(налоги субъектов РФ)

Федеральные


Домашнее задание:

Параграф § 17, выучить понятия, выписать определение государственному бюджету, перечислить доходы и расходы государства.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НАЛОГИ Вознова Елена Геннадьевна Учитель истории и обществознаня ГБОУ шкла 2299 Г. Москва

Море, лес, река, поля – Это Родина моя… Чтоб была сильна страна Заплати налог сполна!

Налог - обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, осуществлявший плательщикам в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Об основах налоговой системы в Российской Федерации. Закон, 1992г.

Классификация налогов: - По способам их взимания Прямые Косвенные По субъектам Юридические лица Физические лица - По объектам С дохода С имущества

Налоги являются важнейшим источником доходов государства и местных органов Налоги являются уникальным инструментом в рыночной экономике Налоги выполняют ряд важнейших функций.

Функция налогов 1 Регулирующая -изменяя налоговые ставки, условия налогообложения, вводя льготы и штрафы, органы власти создают условия регулирующие экономические процессы (деловую активность, переливания капиталов …)

2 Стимулирующая - С помощью налогов государство поощряет такие экономические процессы, которые необходимы и выгодны обществу.

3 Перераспределительная - Налоги фактически перераспределяют госбюджет финансовые средства от налогоплательщиков к нуждающемся (пенсионерам, малообеспеченным семьям).


Close
Для любых предложений по сайту: vyalkovskoe@cp9.ru